Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Человек с больной рукой

Время создания
1913
Размер
68,5x53 см
Техника
холст, масло
1
Открыть в приложении
#1

Поздняя портретная живопись Сурикова была, безусловно, вписана в контекст русского и европейского искусства начала ХХ века. Художник близок мастерам более молодого поколения — В. Серову, М. Врубелю, К. Сомову, М. Нестерову. Его с восторгом воспринимают «бубнововалетовцы». А сам он понимает и ценит не только Веронезе и Веласкеса, но и Пикассо, и Сезанна.


Пожалуй, самый «сезанновский» портрет — «Человек с больной рукой». Безусловно, в творчестве Сезанна не найти прямых аналогий с портретом Сурикова, но некоторые из них, например «Портрет Иоахима Гаске», «Автопортрет» или знаменитый «Мужчина с трубкой» перекликаются с ним манерой лепки лица и фона.

#11
Суриков В.И. Автопортрет.1915
#12

Биографы Сурикова отмечают, что состояние модели было прочувствовано самим художником. В 1913 году у него болела рука, часты были сердечные приступы, порождавшие мучительное сознание невозможности по-прежнему в полную силу работать над полотнами большого формата. 

#13
Суриков В.И. Человек с больной рукой. 1913. Государственный Русский музей
#14

Страдание не искажает черт узкого лица, оно сквозит в напряженном взгляде и линии губ, но более всего — в живописном строе портрета. Давая фигуру модели, облаченную в черный сюртук, обобщенно, плоско, сплошной темной массой, художник как обычно сосредоточен на лице. 

#7

Суриков смело лепит форму не светом и тенью, а энергичными, грубоватыми цветными мазками. Лимонно-желтые, розовые, белые неровные, они создают ощущение не объема, но напряженной жизни этого лица. Холодными голубовато-зелеными линиями местами прорисовываются его черты, чуть разбеленными серыми — обозначаются границы света. Черный контур отделяет лицо от электрически мерцающего зеленовато-синего фона, на котором оно смотрится особенно контрастно и тревожно.


О психологическом состоянии изображенного очень точно написал один из петербургских рецензентов XI выставки «Союза русских художников», на которой экспонировался портрет: 

#9

Человек с больной рукой <…> прекрасен своей одухотворенностью. Утомленное, вероятно, скорбями и болезнями лицо, с печальными полуугасшими глазами светится внутренней жизнью.

#10

Эту внутреннюю жизнь художник выразил так ясно, что черная повязка и коричневая перчатка на больной руке выглядят едва ли не излишеством. Суриков–рассказчик пытается не только передать состояние человека, но и объяснить его причину. Но не решается сделать это до конца, и «говорящие» аксессуары выглядят невыразительно, буквально сливаясь по цвету и фактуре с одеждой героя.

#5
читать дальшескрыть

Человек с больной рукой

Время создания
1913
Размер
68,5x53 см
Техника
холст, масло
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Суриков В.И. Коллекция работ

Гайдамак
Гайдамак
Тульский музей изобразительных искусств
Переход Суворова через Альпы в 1799 году
Переход Суворова через Альпы в 1799 году
Государственный Русский музей
Портрет З.С. Хаминовой
Портрет З.С. Хаминовой
Томский областной художественный музей
Жена чернобородого стрельца
Жена чернобородого стрельца
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Портрет А.И. Емельяновой
Портрет А.И. Емельяновой
Государственный художественный музей Югры
Переход Суворова через Альпы
Переход Суворова через Альпы
Государственный Русский музей
Крым. Скалы в Симеизе
Крым. Скалы в Симеизе
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Княгиня Ольга встречает тело Игоря
Княгиня Ольга встречает тело Игоря
Государственный Русский музей
Вид памятника Петру I на Сенатской площади
Вид памятника Петру I на Сенатской площади
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Боярышня
Боярышня
Самарский областной художественный музей
Вид на Красноярск с сопки
Вид на Красноярск с сопки
Государственный Русский музей
Анфиса
Анфиса
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Царевна
Царевна
Таганрогский художественный музей
Портрет П.Ф. Суриковой, матери художника
Портрет П.Ф. Суриковой, матери художника
Красноярский краевой краеведческий музей
Петр I перетаскивает суда из Онежского залива
Петр I перетаскивает суда из Онежского залива
Государственный Русский музей
Утро стрелецкой казни
Утро стрелецкой казни
Культура.РФ
Покорение Сибири Ермаком
Покорение Сибири Ермаком
Государственный Русский музей
Автопортрет
Автопортрет
Государственный Русский музей
Этюдник В.И. Сурикова
Этюдник В.И. Сурикова
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Портрет минусинского татарина
Портрет минусинского татарина
Новосибирский художественный музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%