1 / 11
Мультипликация фильмы
Время создания
1931
Место создания
Москва — Ленинград, Государственное издательство художественной литературы
Размер
18,5x12,5 см
Техника
высокая печать
Выставка
6
Открыть в приложении#3
Птушко А.Л.
Мультипликация фильмы
#20
#10
Брошюра Александра Птушко «Мультипликация фильмы» (на обложке: «Мультипликационные фильмы»), изданная в 1931 году, в простой общедоступной форме знакомит рядового зрителя с основными техническими приемами «самой загадочной» области кинопроизводства.
Автор наглядно разбирает способы оживления графики и объемных объектов, начиная с описания современного оборудования и инструментов и заканчивая расчетами фаз движения в кадре. Особое внимание уделяется операторским трюкам в художественных картинах и соединению натуры с мультипликацией (в этом хорошо раскрывается основной вариант заголовка, помещенный на титульном листе брошюры — «Мультипликация фильмы»).
#11
И только у нас в стране мы видим, как усиленно растет новая область широкого применения мультипликации — художественная, научная и культурная фильма.
Александр Птушко («Мультипликация фильмы», 1931)
#13
Данная работа является не первым печатным изданием по технологии анимации, до нее режиссер Александр Птушко в соавторстве со сценаристом Лазарем Сухаребским уже выпустил иллюстрированную книгу «Специальные способы киносъемки» (1930), отвечающую всем требованиям полноценного учебника для кинематографистов. А сам будущий мастер и теоретик мультипликационной съемки, еще на самом заре своей кинокарьеры, постигал основы ремесла по иллюстрированной брошюре «Трюки и мультипликация» (1926), написанной первопроходцем научной мультипликации Александром Бушкиным.
#9
Мультипликация нашей кинематографии очень нужна, но, как и в других областях этого ремесла, мы в ней технически отстаем от Запада, переживая детский период развития кинематографической культуры. Чем скорее мы начнем учиться, чем скорее переменим младенчество на пору ученическую — тем лучше.
Кинорежиссер Лев Кулешов (из предисловия к брошюре «Трюки и мультипликация», 1926)
#16
Александр Птушко пришел в кино в 1927 году. До своего поступления на Москинокомбинат (ныне — «Мосфильм») он был студентом Московского института им. Плеханова (видя себя в будущем директором типографии цветной печати) и во время учебы получил свое первое авторское свидетельство — на изобретение счетной машины. После второго курса он перевелся в художественный институт и целиком погрузился в живопись и скульптуру.
Оглядываясь назад с вершины своего профессионального пути, Александр Лукич признавался, что никогда не изменял своим разнородным творческим стремлениям, уверенно считая, что профессия кинорежиссера объединяет в себе и изобразительное искусство, и изобретательство, и экономические способности.
#17
В дни моей юности кино считалось низким искусством, да в этом была и доля истины. Как-то однажды я зашел в кинозал вместе со спутницей, просто чтобы переждать дождь.
Давали документальный фильм «В дебрях Африки». И он меня заинтересовал съемками зверей. Я ведь и тогда был и теперь остаюсь художником-анималистом. Но что меня совершенно потрясло — это короткая немецкая мультипликация, которую показали потом. Оказывается, рисунки могут двигаться! Чудесные перспективы раскрывает перед художником эта возможность!
Идея завладела мною сразу и целиком. Я довольно холодно и слишком поспешно распрощался со своей спутницей и дня три сидел, запершись, дома, «изобретая» мультипликационное кино. Мы тогда часто «изобретали велосипед» — ведь никаких центров технической информации еще не было. Я вспоминал любимую школьную забаву, которая, по-моему, и до сих пор популярна: на краешке книжных страниц рисуется фигурка человечка, потом книжка быстро пролистывается, и создается впечатление движения. Этакий самодельный мутоскоп. Так вот в чем «секрет» мультипликации! Несколько десятков рисунков передают отдельные фазы движения. А разве нельзя так же передать движение объемных предметов, куклы, например? Даже проще. Не надо для каждой фазы делать новый рисунок. Чуть тронул подвижные руки, ноги, голову — вот и пошел по экрану человечек.
Я немедленно взялся за изготовление такой куклы и получил патент на изобретение.
Свою куклу я принес на первую советскую киностудию на Житной улице, к ее директору Илье Трайнину. Он внимательно выслушал сбивчивые мои объяснения и сказал: «Ничего не понял. Давайте попробуем на деле. Вот вам комната, пленка, камера и сделайте мне рекламную марку студии, которую будем ставить перед каждым новым фильмом».
Я и сейчас, в старости, с удовольствием вспоминаю этот добрый разговор. Мне, мальчишке без образования, без профессии, он поверил, дал возможность работать, потому что идея показалась ему перспективной.
А я, между тем, сел в своем новом «ателье» на студии и заплакал. Ведь я действительно ничего не умел. Зарядил пленку в старинный аппарат «Патэ», а диафрагму не открыл. Вот и считаю выдержку каждого кадра до четырнадцати. Сбиваюсь, начинаю снова. Спасибо, как-то зашел в то время еще начинающий оператор Марк Трояновский и говорит: «Да у тебя же диафрагма совсем закрыта!» Вот отчего такая бесконечная выдержка…
Давали документальный фильм «В дебрях Африки». И он меня заинтересовал съемками зверей. Я ведь и тогда был и теперь остаюсь художником-анималистом. Но что меня совершенно потрясло — это короткая немецкая мультипликация, которую показали потом. Оказывается, рисунки могут двигаться! Чудесные перспективы раскрывает перед художником эта возможность!
Идея завладела мною сразу и целиком. Я довольно холодно и слишком поспешно распрощался со своей спутницей и дня три сидел, запершись, дома, «изобретая» мультипликационное кино. Мы тогда часто «изобретали велосипед» — ведь никаких центров технической информации еще не было. Я вспоминал любимую школьную забаву, которая, по-моему, и до сих пор популярна: на краешке книжных страниц рисуется фигурка человечка, потом книжка быстро пролистывается, и создается впечатление движения. Этакий самодельный мутоскоп. Так вот в чем «секрет» мультипликации! Несколько десятков рисунков передают отдельные фазы движения. А разве нельзя так же передать движение объемных предметов, куклы, например? Даже проще. Не надо для каждой фазы делать новый рисунок. Чуть тронул подвижные руки, ноги, голову — вот и пошел по экрану человечек.
Я немедленно взялся за изготовление такой куклы и получил патент на изобретение.
Свою куклу я принес на первую советскую киностудию на Житной улице, к ее директору Илье Трайнину. Он внимательно выслушал сбивчивые мои объяснения и сказал: «Ничего не понял. Давайте попробуем на деле. Вот вам комната, пленка, камера и сделайте мне рекламную марку студии, которую будем ставить перед каждым новым фильмом».
Я и сейчас, в старости, с удовольствием вспоминаю этот добрый разговор. Мне, мальчишке без образования, без профессии, он поверил, дал возможность работать, потому что идея показалась ему перспективной.
А я, между тем, сел в своем новом «ателье» на студии и заплакал. Ведь я действительно ничего не умел. Зарядил пленку в старинный аппарат «Патэ», а диафрагму не открыл. Вот и считаю выдержку каждого кадра до четырнадцати. Сбиваюсь, начинаю снова. Спасибо, как-то зашел в то время еще начинающий оператор Марк Трояновский и говорит: «Да у тебя же диафрагма совсем закрыта!» Вот отчего такая бесконечная выдержка…
Через месяц показывал я руководству студии свой первый фильм. Рабочий паренек появлялся на экране и хлопал в ладоши. Возникала доска, мольберт, кисть, и паренек писал: «Новости проката Совкино» и название будущего фильма. И хотя движения были еще угловатыми и техника съемок весьма средняя — успех оказался грандиозным. Трайнин хохотал и радовался, как ребенок.
Меня взяли в штат, положили зарплату, дали столяра, оператора, и я стал кинорежиссером. Чего только ни рекламировал наш Братишкин — и лотерею Осоавиахима, и новые фильмы, и подписку на журналы… Но мне-то самому было понятно, что это только разгон. Настоящее дело — впереди.
Меня взяли в штат, положили зарплату, дали столяра, оператора, и я стал кинорежиссером. Чего только ни рекламировал наш Братишкин — и лотерею Осоавиахима, и новые фильмы, и подписку на журналы… Но мне-то самому было понятно, что это только разгон. Настоящее дело — впереди.
Кинорежиссер Александр Птушко (из интервью Главному редактору в/о «Союзинформкино», 1973)
#15
Уже имея за своей спиной десятки поставленных кинокартин, несколько написанных книг и профессорство во ВГИКе, признанный мастер киносказки Птушко мог заявить, что больше не является, как прежде, сторонником «срывания покровов» с секретов трюковой и комбинированной съемки.
#18
Когда-то я любил об этом рассказывать, но с годами стал опытнее и мудрее. Нет, зрители не должны знать кухню кино. Это разрушает сказку. Разве какой-нибудь иллюзионист раскроет секреты своего мастерства публике? Тогда, хоть бросай работать! Вот за что я, кстати сказать, не люблю и некоторые газетные репортажи со съемок. Зачем мне знать, что актриса плакала глицериновыми слезами, а реку переплывал дублер? […] Нельзя разрушать сказку, подрывать веру в экран и своими руками рубить сук, на котором сидишь
Кинорежиссер Александр Птушко (из интервью Главному редактору в/о «Союзинформкино», 1973)
#19
И все-таки, прекрасно отдавая себе отчет в том, что нет в мире силы, способной пошатнуть созданные его выдумкой сказочные миры, великий киноволшебник никогда не уставал делиться «секретами». В разговоре о кино позиция мастера быстро смягчалась: «Так и быть, расскажу о нескольких», — и со свойственными ему веселостью и азартом Птушко принимался описывать очередной остроумный трюк…
#21
Российская государственная библиотека искусств
читать дальшескрыть
Мультипликация фильмы
Время создания
1931
Место создания
Москва — Ленинград, Государственное издательство художественной литературы
Размер
18,5x12,5 см
Техника
высокая печать
Выставка
6

Открыть в приложении
Поделиться