Сын простого сапожника и ученик Валентина Серова, Кузьма Петров-Водкин соединял в своих работах приемы русской иконописи и новаторские авангардные методы. Даже ранние картины художника вызвали дискуссию среди живописцев и критиков. В советское время Петров-Водкин много преподавал, стал первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников и удостоился звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Персона Детство и первые уроки рисования

сон.jpg
005790016.jpg
Портрет А. А. Ахматовой 1922.jpg
Портрет Л. М. Эренбург. 1924.jpg
Портрет С. Н. Андрониковой. 1925.jpg
Портрет С. Д. Мстиславского. 1929.jpg
Портрет Андрея Белого. 1932.jpg
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
Годы жизни: 1878—1939
#24
#25
Детство и первые уроки рисования
#26
Кузьма Петров-Водкин родился 5 ноября 1878 года в городе Хвалынске недалеко от Саратова. Необычная двойная фамилия досталась ему от прадеда Петра Петрова по прозвищу Водкин. Отец будущего художника работал сапожником, а мать прислуживала в домах хвалынских купцов.
Родители отдали Петрова-Водкина в местное четырехклассное городское училище. В это время он начал рисовать, а еще — писать стихи. В 12 лет Кузьма Петров-Водкин познакомился с хвалынскими иконописцами и стал учиться у них изобразительным приемам. Он даже написал несколько икон для местных церквей.
В 1893 году Кузьма Петров-Водкин уехал в Самару — поступать в железнодорожное училище. На экзаменах он провалился. Зато попал в ученики к художнику Федору Бурову и проучился у него два года. Позднее Петров-Водкин вспоминал:
Родители отдали Петрова-Водкина в местное четырехклассное городское училище. В это время он начал рисовать, а еще — писать стихи. В 12 лет Кузьма Петров-Водкин познакомился с хвалынскими иконописцами и стал учиться у них изобразительным приемам. Он даже написал несколько икон для местных церквей.
В 1893 году Кузьма Петров-Водкин уехал в Самару — поступать в железнодорожное училище. На экзаменах он провалился. Зато попал в ученики к художнику Федору Бурову и проучился у него два года. Позднее Петров-Водкин вспоминал:
#27
До окончания нашего пребывания у Бурова мы ни разу не попытались подойти к натуре, благодаря чему не получали настоящей ценности знаний.
#28
Ученик Валентина Серова
#29
В 1895 году Федор Буров умер, и Кузьма Петров-Водкин не смог закончить обучение. Ему пришлось вернуться к родителям. В то же время Хвалынск посетил петербургский архитектор Роман Мельцер, и мать Петрова-Водкина показала ему рисунки сына. После этого Мельцер и хвалынская меценатка Юлия Казарина помогли начинающему художнику: они оплатили его учебу сначала в Центральном училище технического рисования Штиглица, а затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В Москве Петров-Водкин занимался в мастерской Валентина Серова. Художник позднее так описывал своего учителя:
В Москве Петров-Водкин занимался в мастерской Валентина Серова. Художник позднее так описывал своего учителя:
#30
Валентин Александрович был маленького роста, крепыш, с тесно связанными головой, шеей и плечами; как миниатюрный бык, двигал он этими сцеплениями. Смотрел исподлобья, шевелил усами. Он стал столпом училища и нашим любимцем. <…> Серов был немногоречив, но зато брошенная им фраза попадала и в бровь и в глаз работы и ученика.
#31
Во время учебы Петров-Водкин много подрабатывал, чтобы помогать семье и не зависеть от меценатов. Он расписывал церкви, лепил изразцы, давал частные уроки.
Несколько раз Кузьма Петров-Водкин бывал за границей. В Лондоне он работал на керамической фабрике «Дультон», в Мюнхене — занимался в художественной школе Антона Ажбе.
В 1904–1908 годах Петров-Водкин путешествовал по Франции и Италии. В Париже он познакомился со своей будущей женой Марией-Маргаритой Йованович. Вместе они прожили до самой смерти Петрова-Водкина. В браке родилась дочь Елена.
Несколько раз Кузьма Петров-Водкин бывал за границей. В Лондоне он работал на керамической фабрике «Дультон», в Мюнхене — занимался в художественной школе Антона Ажбе.
В 1904–1908 годах Петров-Водкин путешествовал по Франции и Италии. В Париже он познакомился со своей будущей женой Марией-Маргаритой Йованович. Вместе они прожили до самой смерти Петрова-Водкина. В браке родилась дочь Елена.
#32
Картины Кузьмы Петрова-Водкина
#33
В 1909 году Кузьма Петров-Водкин вернулся в Россию. Вскоре состоялась его первая выставка в редакции журнала «Аполлон». На ней художник показал работы, которые создал в Париже.
В следующем году Петров-Водкин написал картину «Сон». Работу он представил на выставке Союза русских художников. Картину много обсуждали в прессе, Илья Репин назвал художника «безграмотным рабом», а саму работу «безобразной». А вот Леон Бакст и Александр Бенуа похвалили «Сон» за рисунок и композицию.
В следующем году Петров-Водкин написал картину «Сон». Работу он представил на выставке Союза русских художников. Картину много обсуждали в прессе, Илья Репин назвал художника «безграмотным рабом», а саму работу «безобразной». А вот Леон Бакст и Александр Бенуа похвалили «Сон» за рисунок и композицию.
#1

К. С. Петров-Водкин
«Автопортрет» (1918)
#15


«Сон» (1910), «Берег» (1908)
#34
Вскоре Петров-Водкин вступил в объединение «Мир искусства». В эти годы он работал в петербургских театрах, расписывал церкви, преподавал в художественной школе Елизаветы Званцевой.
В 1912 году Кузьма Петров-Водкин начал работать над картиной «Купание красного коня». В его произведениях этого периода — «Жаждущий воин», «Играющие мальчики», «Мать» — прослеживается влияние русских иконописных традиций. Первой мировой войне посвящены его картины «На линии огня», «Смотр Измайловскому полку перед отправлением на фронт».
«Купание красного коня» Петров-Водкин показал на выставке «Мира искусств». Критики хвалили картину. Свое мнение о художнике изменил даже Илья Репин, который одобрил новые работы Петрова-Водкина, а самого живописца назвал талантливым.
В 1912 году Кузьма Петров-Водкин начал работать над картиной «Купание красного коня». В его произведениях этого периода — «Жаждущий воин», «Играющие мальчики», «Мать» — прослеживается влияние русских иконописных традиций. Первой мировой войне посвящены его картины «На линии огня», «Смотр Измайловскому полку перед отправлением на фронт».
«Купание красного коня» Петров-Водкин показал на выставке «Мира искусств». Критики хвалили картину. Свое мнение о художнике изменил даже Илья Репин, который одобрил новые работы Петрова-Водкина, а самого живописца назвал талантливым.
#35
«Вместо работы по живописи — окаянное профессорство»
#36
После революции 1917 года Кузьма Петров-Водкин под руководством Максима Горького работал в петроградском Совете по делам искусств, занимался реорганизацией Академии художеств. Свои впечатления от революции Петров-Водкин выразил в картине «Петроградская Мадонна» («1918 год в Петрограде»). Вскоре художник стал профессором в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. Там он проработал до 1932 года.
В это время художник мало занимался творчеством. Матери он писал:
В это время художник мало занимался творчеством. Матери он писал:
#37
Вообще положение художника отвратительное — вместо работы по живописи — окаянное профессорство. Сбыта и спроса никакого, а болтовни хоть отбавляй. Очень трудно и болезненно наша Родина находит свой жизненный путь.
#38
В 1920-е Кузьма Петров-Водкин побывал в Узбекистане, где создал картину «Шахи-Заде» и несколько этюдов. А еще художник получил от Академии художеств командировку «с научной и художественной целью в Западную Европу». Год Петров-Водкин жил в Париже, его картины — «Портрет Ахматовой», «Портрет жены» — показывали в музеях Японии и США.
#17





«Портрет А. А. Ахматовой» (1922), «Портрет Л. М. Эренбург» (1924), «Портрет С. Н. Андрониковой» (1925), «Портрет С. Д. Мстиславского» (1929), «Портрет Андрея Белого» (1932)
#39
К 10-летию Красной армии в 1928 году Петров-Водкин создал работу «Смерть комиссара». Картина написана с помощью собственных творческих приемов художника — «трехцветия» и «сферической перспективы». В своих работах Петров-Водкин использовал в основном красный, синий и желтый оттенки. А объекты он изображал так, что поверхность картины казалось шарообразной. В похожей технике выполнены и другие работы художника: «Полдень. Лето», «Натюрморт с письмами», «Девушка в красном платке», «За самоваром».
В последние годы здоровье Кузьмы Петрова-Водкина серьезно ухудшилось. Он почти перестал писать картины. Художник создал всего несколько портретов, а также работы «1919 год. Тревога», «Новоселье». В свободное время он писал мемуары — «Хлыновск. Моя повесть» и «Пространство Эвклида».
Умер Петров-Водкин 15 февраля 1939 года в Ленинграде. Похоронили его на Литераторских мостках Волковского кладбища.
В последние годы здоровье Кузьмы Петрова-Водкина серьезно ухудшилось. Он почти перестал писать картины. Художник создал всего несколько портретов, а также работы «1919 год. Тревога», «Новоселье». В свободное время он писал мемуары — «Хлыновск. Моя повесть» и «Пространство Эвклида».
Умер Петров-Водкин 15 февраля 1939 года в Ленинграде. Похоронили его на Литераторских мостках Волковского кладбища.
читать дальшескрыть