Рождество Богоматери
Размер
64x45 cm
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
#3
#2
Памятник представляет собой распространенный в Византии и Древней Руси тип выносной двусторонней иконы, закрепленной на древке. Такие иконы выносили во время праздничных крестных ходов. В остальное время они находились в алтаре храма. На лицевой стороне таких икон располагался образ Богоматери с Младенцем, а на оборотной — изображение праздника или святого, которому была посвящена церковь.
Икона была найдена экспедицией музея в 1968 году в церкви Василия Великого в селе Васильевском Старицкого района Тверской области. На лицевой стороне иконы сохранилась лишь ремесленная живопись XIX века. Но искусно исполненное изображение Рождества Богоматери на оборотной стороне иконы указывает на то, что заказчиками этого произведения могли быть Микулинские князья. Некогда в их резиденции Микулине находилась Никольская домовая церковь с приделом в честь Рождества Богородицы. В XVI веке икону могли передать из княжеского храма в сельскую церковь последние из представителей этого древнего княжеского рода, попавшего в опалу и уничтоженного при Иване Грозном.
Рассказ о Рождестве Богоматери не вошел в состав Нового Завета. Рождение и детство Марии описаны в так называемом Протоевангелии Иакова. Согласно ему, Мария родилась у престарелых родителей, долгое время не имевших детей. Появление дочери не только принесло радость в их дом, но и стало источником радости для всего мира — родилась будущая матерь Христа Спасителя.
Рассказ о Рождестве Богоматери не вошел в состав Нового Завета. Рождение и детство Марии описаны в так называемом Протоевангелии Иакова. Согласно ему, Мария родилась у престарелых родителей, долгое время не имевших детей. Появление дочери не только принесло радость в их дом, но и стало источником радости для всего мира — родилась будущая матерь Христа Спасителя.
Хотя изображение на иконе сохранилось фрагментарно, его содержание легко прочитывается благодаря соблюдению принятой в искусстве того времени иконографии. Сцена уподоблена торжественной придворной церемонии поздравления императрицы с новорожденным. К лежащей слева на кровати праведной Анне — матери Богородицы — подходит процессия знатных девушек с подарками. Характерная деталь этой сцены — небольшой зонт-солнечник, изображенный в виде украшенного орнаментом круга на древке. Одна из девушек подносит Анне сосуд, а другая стоит за ее спиной, поддерживая роженицу. Снизу представлена сцена купания новорожденного младенца Марии, которая сидит на коленях у девушки, протягивающей руку к купели. Красная ткань (велум), перекинутая между башнеобразными палатами в верхней части композиции, указывает, что действие происходит в интерьере дома. Справа был представлен праведный Иоаким, от изображения которого сохранились лишь верхняя часть головы и рукава одежды.
В стиле иконы проявилось стремление тверских живописцев к четкой проработке форм, очерченных твердыми линиями и моделированных ярким, сверкающим серебристо-белым светом. Даже в руинированном виде икона представляет исключительную ценность как выдающийся образец раннего периода тверского искусства, от которого до нас дошли лишь единичные произведения.
читать дальшескрыть
Рождество Богоматери
Размер
64x45 cm
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка

Открыть в приложении
Поделиться