Инструмент изготовлен из дерева и металлических струн. Корпус состоит из кузова и деки. Кузов выдолблен из цельного куска дерева, имеет ладьеобразную форму. Носовая часть удлинена, на ней закреплена металлическая пластина. Дека вырезана из плоской тонкой дощечки по форме верха кузова и закреплена на клей. В деке прорезано отверстие крестовидной формы и нанесён хантыйский орнамент, окрашенный оранжевым цветом. В широком конце имеется полукруглое сквозное отверстие. В поперечную перекладину врезаны и приклеены 5 металлических колков, на которых закреплены 5 струн.
Санквылтап
Dimensions
104,5x14,5x6,6 cm
Technique
ручная работа, резьба, роспись
Collection
Exhibition
0
Open in app#3
Санквылтап
#2
#4
Санквылтап — Поющий кораблик
#5
Инструменты выдалбливаются самими исполнителями исключительно для себя или близких родственников-мужчин приемом «сверху» из цельной еловой или кедровой плахи, корпус ладьевидной формы с выступающим вперед «носом» или, реже, в форме рыбы. Резонирующая полость инструмента закрыта декой, на которой вырезается резонаторное отверстие в форме круга, креста или пятиконечной звезды.
Три или чаще — пять струн инструмента изготавливались из оленьих сухожилий, пропитанных клеем, кишок лося или оленя, а теперь чаще из медной проволоки. Одним концом струны связывались в узел на «носу» инструмента и закреплялись на «кормовой» поперечине санквылтапа при помощи деревянных шпеньков или птичьих косточек.
Три или чаще — пять струн инструмента изготавливались из оленьих сухожилий, пропитанных клеем, кишок лося или оленя, а теперь чаще из медной проволоки. Одним концом струны связывались в узел на «носу» инструмента и закреплялись на «кормовой» поперечине санквылтапа при помощи деревянных шпеньков или птичьих косточек.
Вращая эти приспособления, исполнители достигали нужного натяжения струн. Поднятие струн над декой инструмента достигается при помощи специальной подставки, расположенной примерно в 25—30 см от округлого края инструмента. В целях укрепления корпуса инструмента и, особенно, его верхней деки, внутри инструмента мастера устанавливают своеобразный каркас — пружину. Это позволяет улучшить резонаторные свойства инструмента. Внутрь инструмента принято насыпать соль, дробь, класть камни, стеклянные или металлические пластинки, которые должны греметь при встряхивании инструмента музыкантом во время игры.
#6
Внутрь инструмента принято насыпать соль, дробь, класть камни, стеклянные или металлические пластинки, которые должны греметь при встряхивании инструмента музыкантом во время игры
#7
Играют на инструменте руками или плоской дощечкой-медиатром приемом щипка. В последние десятилетия чаще стал встречаться прием игры бряцание. Ведущей, исполняющей основной тон наигрыша, является левая рука исполнителя, в то время как правая выполняет функции тембральной и ритмической его «расшифровки». Диапазон мелодии невелик, однако исполнители достигают ее большого разнообразия.
#8
Музейно-культурный центр г. Нягань
read morehide
Санквылтап
Dimensions
104,5x14,5x6,6 cm
Technique
ручная работа, резьба, роспись
Collection
Exhibition
0

Open in app
Share