Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Самопрялка

Размер
100x45x40 cm
Техника
дерево, металл
0
Открыть в приложении
#1

В XIX веке на помощь крестьянкам пришла самопрялка — устройство с маховым колесом и ножным приводом.


Существуют разные мнения о времени появления самопрялки на Руси. Некоторые источники утверждают, что она появилась во времена Петра I, но археологические находки свидетельствуют о том, что самопрялка была известна в России еще в XIV веке. Отдельные ее части были обнаружены при раскопках в Новгороде.


Русская самопрялка — это не только простейшая машина для ручного прядения, но и замечательное произведение искусства. Она состоит из точеных деталей, и ее качество и красота зависят от мастерства токаря. Для изготовления деталей используют хорошо высушенную древесину березы. Береза — твердый и плотный материал, который мало подвержен растрескиванию.


При прядении на самопрялке рука пряхи дергает шерсть или волокно, а шпулька самопрялки, приводимая в движение подножкой и вращающимся колесом, сучит и наматывает нить.


В большинстве регионов России была распространена вертикальная разновидность самопрялки — стояк, когда катушка с рогулькой находится над колесом. Такие прялки называли русскими.


Прядение на самопрялке шло значительно быстрее, чем на веретене: за день на самопрялке можно было напрясть 400 г шерсти, тогда как на веретене это же количество пряжи прядется за 7 дней. Несмотря на большую производительность самопрялки, она не вытеснила полностью веретено ни в одной деревне. Обычно часть женщин пряла на самопрялке, а часть — на веретене.


Были места, где самопрялок вообще не было. Население объясняло это тем, что самопрялка была дорогой (в дореволюционное время она стоила 3–5 рублей, а это были большие деньги для крестьянской семьи, которая чаще всего вела натуральное хозяйство). Кроме того, работа на самопрялке была сложной для освоения. Молодые женщины быстро учились, а для старых, привыкших прясть на веретене, было трудно координировать работу ног на подножке с работой левой руки, дергающей нитку, а также работать левой рукой с той быстротой, которой требовал ход самопрялки.


И наконец, жужжание самопрялки казалось слишком надоедливым, особенно на посиделках. Возможно, самопрялку не любили также из-за того, что работа на ножных приводах в целом считалась для женщин вредной, а прядение на веретене — здоровым и благоприятно действующим на психику занятием.


Н.Я. Никифоровский отмечает, что на пряже отражается настроение и физическое состояние пряхи. Нитка молодой женщины тонка, ровна и круто скручена, а нитка пожилой — выходит вялой, толстой и слабо скрученной. У людей неуравновешенных нередко нитка получается неровной: то толстой, то тонкой, то крутой, то слабой.


Если прясть могли только женщины, то изготавливать и чинить прялки было мужской обязанностью. В каждой русской семье была собственная самопрялка, которая обязательно отличалась одним или несколькими элементами от соседской.


Прялка, которую передал в музей Иванов Геннадий Алексеевич, была сделана его отцом. Она покрыта коричневой краской и состоит из стульчика на четырех расходящихся в виде трапеции фигурных ножках. Две ножки соединены перекладиной, к которой крепится подножка. К подножке прикреплен шатун с помощью нитки. Шатун прикреплен к стояку, между двумя стояками расположено колесо с восемью спицами. В верхней части стоек находится крутильный механизм (прядильное устройство). На металлический шпиндель надето веретено — рогулька в виде подковы с металлическими крючками, на другом конце которого расположена катушка и «шкивик». В месте крепления катушки, в верхней части ствола, имеется вырез, через который пропущен кожаный ремешок, в который входит металлический шпиндель.

читать дальшескрыть

Самопрялка

Размер
100x45x40 cm
Техника
дерево, металл
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%