Одна из самых чтимых икон Русской православной церкви. Этой иконе молились цари и великие полководцы, с ней освобождали русские земли, она вела первопроходцев на освоение Сибири и исцеляла больных.
Икона называется «Казанской» потому, что обнаружена она была именно в Казани. Появилась Казанская икона Богоматери необъяснимо с материалистической точки зрения: неизвестно, кто написал этот образ, и как он попал туда, где был найден.
Обретение иконы относится к 1579 году. Это было смутное время: не прошло и трех десятилетий с момента взятия Казани Иваном Грозным, и православие в этом исконно мусульманском городе только начало укореняться.
Но православный храм в завоеванном городе уже был — церковь святого Николая Тульского. Туда ходило молиться практически все православное население Казани. Именно с церкви св. Николая и начался пожар, практически уничтоживший весь город.
Явление иконы тесно связано с девятилетней девочкой Матроной, дочерью царского стрельца Данилы Онучина. Ей привиделось, что Божья Матерь повелевает отыскать свой образ на пепелище, указывая конкретное место.
Матрона рассказала о видении родителям, однако они были озабочены земными проблемами: нужно было восстанавливать сгоревшее жилище. Словом, на слова малолетней провидицы никто не обратил внимания: мало ли что придумает ребенок. Но Пречистая приходила к девочке снова и снова, Матрона все настойчивее просила принять меры к поиску иконы. В конце концов мать рассказала о чудесных видениях дочери священникам.
Сначала они тоже были настроены скептически, но после многочисленных просьб все же решили организовать поиски. Каково же было удивление всех присутствующих, когда при раскопках указанного Матроной пепелища была найдена икона Божьей Матери, завернутая в полотно. Причем нашлась она только тогда, когда копать начала маленькая провидица!
Образ, ничуть не пострадавший от огня, был передан в Никольскую церковь, а на месте его обретения был возведен Богородицкий Девичий монастырь. А чуть позже — и собор, главной святыней которого стала Казанская Божья Матерь.
Икона написана неизвестным автором, на доске прямоугольной формы.
Икона — подокладница соответствует канону наиболее распространенного типа: Богомладенец изображен на левой руке Богородицы, правая рука сложена в благословляющем жесте.
Выполнена в реалистической манере лессировочным письмом, характерным для конца ХIХ — начала ХХ вв. Оклад выполнен методам штамповки, рельеф средней высоты. Легкий декор с лицевой стороны оклада гравирован.
Фон, рама оклада, отдельные детали одежды отделаны тончайшей гравировкой, образуя сочетание геометрического и растительного орнаментов. Икона помещена в киот прямоугольной формы, столярной работы. Рама широкая, простого профиля, покрыта левкасом и сусальным золотом.
Подобные иконы в конце ХIХ — начале ХХ вв. широко бытовали в кругах достаточно состоятельного населения.