Самые древние изображения Рождества Христова относятся к IV в. Видимо в это же время оформляется и традиция празднования собственно Рождества отдельно от Богоявления.
Празднование Рождества Христова и традиция изображения этого события основаны на сообщении Нового Завета. Событие описано только у евангелиста Луки (евангелист Матфей (Мф. 1:25) даёт простую констатацию факта). «Когда же они были там (в Вифлееме), наступило время родить Ей и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:6-7). Кроме этого рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует в апокрифических источниках: в раннем «Протоевангелии Иакова» (втор. пол. II в.) и позднем «Евангелии Псевдо-Матфея» (кон. VI — сер. VII в. либо IX в.). В дальнейшем в западном искусстве сюжет обогатился за счёт видений некоторых мистиков, прежде всего святого Франциска (нач. XIII в.) и святой Бригитты Шведской (XIV в.).
На представленной иконе композиция Рождества построена лаконично, действие разворачивается в едином пространстве — под навесом в хлеву, фон нейтральный, второстепенных апокрифических персонажей нет, мелкие детали отсутствуют. Расположение всех трёх персонажей (Младенец в центре на земле, Мария и Иосиф на коленях в молении) соответствует иконографическому типу «Поклонение Младенцу». Эта композиция могла изображаться самостоятельно, включаться в состав сложных сцен, дополняться другими поклоняющимися персонажами. Образ Девы Марии, поклоняющейся Младенцу, восходит к Откровениям св. Бригитты Шведской. В 1370-е гг. она посетила Вифлеем и оставила описание явившихся ей там видений, в том числе Рождества. «Затем Дева сняла с ног туфли, сняла плащ, в который была завернута, сняла с головы платок и положила рядом с собой. Она осталась только в своей тунике, а её прекрасные золотые волосы свободно падали ей на плечи. […]Дева встала на колени и с величайшим почтением стала молиться. […]Внезапно и в одно мгновение она родила своего собственного Сына, от которого исходил такой несказанный свет и великолепие, что солнечный свет был несравним с ними […] Такими внезапными и мгновенными были эти роды, что я не смогла ни понять, ни различить, как же они произошли. Вдруг, совершенно неожиданно, я увидела Младенца Христа лежащим на земле, обнажённым и сияющим. Его тело было не запятнано грязью или любой другой нечистотой».
Празднование Рождества Христова и традиция изображения этого события основаны на сообщении Нового Завета. Событие описано только у евангелиста Луки (евангелист Матфей (Мф. 1:25) даёт простую констатацию факта). «Когда же они были там (в Вифлееме), наступило время родить Ей и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:6-7). Кроме этого рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует в апокрифических источниках: в раннем «Протоевангелии Иакова» (втор. пол. II в.) и позднем «Евангелии Псевдо-Матфея» (кон. VI — сер. VII в. либо IX в.). В дальнейшем в западном искусстве сюжет обогатился за счёт видений некоторых мистиков, прежде всего святого Франциска (нач. XIII в.) и святой Бригитты Шведской (XIV в.).
На представленной иконе композиция Рождества построена лаконично, действие разворачивается в едином пространстве — под навесом в хлеву, фон нейтральный, второстепенных апокрифических персонажей нет, мелкие детали отсутствуют. Расположение всех трёх персонажей (Младенец в центре на земле, Мария и Иосиф на коленях в молении) соответствует иконографическому типу «Поклонение Младенцу». Эта композиция могла изображаться самостоятельно, включаться в состав сложных сцен, дополняться другими поклоняющимися персонажами. Образ Девы Марии, поклоняющейся Младенцу, восходит к Откровениям св. Бригитты Шведской. В 1370-е гг. она посетила Вифлеем и оставила описание явившихся ей там видений, в том числе Рождества. «Затем Дева сняла с ног туфли, сняла плащ, в который была завернута, сняла с головы платок и положила рядом с собой. Она осталась только в своей тунике, а её прекрасные золотые волосы свободно падали ей на плечи. […]Дева встала на колени и с величайшим почтением стала молиться. […]Внезапно и в одно мгновение она родила своего собственного Сына, от которого исходил такой несказанный свет и великолепие, что солнечный свет был несравним с ними […] Такими внезапными и мгновенными были эти роды, что я не смогла ни понять, ни различить, как же они произошли. Вдруг, совершенно неожиданно, я увидела Младенца Христа лежащим на земле, обнажённым и сияющим. Его тело было не запятнано грязью или любой другой нечистотой».