Одним из главных атрибутов мужской национальной одежды является пояс. О важности пояса в культуре коренных народов Севера говорит и тот факт, что человек не может считаться аккуратным и серьезным, если у него не в порядке пояс. Поэтому, например, ношение кожаных поясов и ремней с пряжками и накладками из металла является древней традицией. Вся одежда мужчины должна была быть пригнана к телу, пояс же затягивался туго, чтобы между ним и талией невозможно было протиснуть пальцы. Поясом обычно подпоясывали все виды верхней одежды, его носили поверх малицы, надевали на суконный гусь, в летнее время на нательную рубаху.
Но глухую одежду могли носить как с поясом, так и без него. Размер пояса равнялся объёму талии. Пояс в культуре коренных жителей играет не столько эстетическую роль, но, самое главное, практическую и охранительную. Так к твёрдым поясам мужчины подвешивали ножны для одного или двух ножей и сумочки для пороха, мешочек для патронов, брусок для точки топора и ножа, затыкали добытых во время охоты белок. Тканные и кожаные пояса украшались серебряными, медными или костяными бляшками, бронзовыми подвесками разной формы. На спине подвешивали обереги в виде медвежьих клыков.
Когда на мужчине пояс — это значит, что он готов к любой работе. В течение дня пояс мужчина или юноша не снимают, за исключением случаев, когда они едят дома, тогда пояс лежит рядом с ними.
Пояс, представленный в экспозиции, выполнен из широкой кожаной полосы черного цвета с пряжкой из алюминия кустарной работы. На концах пластины сквозные отверстия в виде «пиковых» узоров. К ремню с помощью ровдужных ремешков привязаны две широких и пять узких пластин со сквозными узорами: «черви», «пики», «крести», «звезды». К нижней части при помощи кожаных ремешков прикреплены три держателя для ножен, чередующиеся с костяными украшениями. Ножны деревянные, обёрнутые в алюминиевую пластину.
Этнос: тром-аганские ханты.