Дореволюционное духовенство, как и сейчас, делилось на черное и белое. С черным духовенством, категорией священнослужителей из числа монашествующих, паства пересекалась редко, а с белым (приходским) — постоянно. Церковный приход включал в себя священнослужителей и церковнослужителей. К первым относились священник (иерей) и дьякон. Они имели сан, а для его получения должны были закончить семинарию. Ко вторым относились псаломщик, в народе именуемый дьячком, пономарь, звонивший в колокола и читавший молитвы, а также просвирня, выпекавшая просфоры. Они не имели сана, и им было достаточно окончить духовное училище. Штат священнослужителей и церковнослужителей одного прихода (храма) именовался причт. Понятие «причт» исторически включало в себя и мирян, служащих церкви и священнослужителям — певчих, церковных старост и прочих.
Священник (иерей) проводил общие и частные богослужения. К общим относились, в том числе, литургия, вечерня и утреня службы. Частные богослужения назывались «требы», так как они совершались по требованию, по заказу прихожан. К требам относились обряды крещения, венчания, погребения, молитвы, которые священник совершал по просьбе частных лиц.
Дьякон помогал священникам в богослужении, но самостоятельно предстоять на христианском собрании и совершать таинства не мог. Служение диаконов включало в себя многочисленные занятия и обязанности. Диаконы должны были наблюдать за церковным благочинием: указывали каждому место в храме, смотрели, чтобы в церкви все было благообразно и по чину, наблюдали за поведением и нравами верующих и свои наблюдения представляли епископу. По указанию епископа, они распоряжались церковными имуществами: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями. Вообще они были посредниками между епископами и паствой: передавали ей распоряжения епископа и приводили в исполнение его повеления.
Помимо прочего духовенству приходилось выполнять поручения, не связанные с вопросами веры. Например, их могли попросить предоставить данные о приходе или конкретном прихожанине, так как считалось, что местный батюшка лучше знает свою паству, чем чиновники.
В экспозиции Ленского историко-краеведческого музея представлена печать причта Мухтуйской Николаевской Церкви. Она изготовлена из бронзы в начале XX века и имеет текст оттиска:
«Причтъ Мухтуиской Николаевской церкви ___ дня, 19____ г. №____
адр. Мухтуя Иркутской губ, кир у.». Если точнее это штамп, необходимый для ускоренного проставления данных на церковных документах. Штамп позволял быстро поставить оттиск на бумаге, в который необходимо было просто вписать дату и номер документа.
До 1963 года город Ленск являлся селом, которое называлось Мухтуя. В 1862-м в Мухтуйском селении во имя святого Чудотворца Николая возвели деревянный Николаевский храм и образовали приход. 18 марта 1863 года храм был освящен. Изначально он был небольшим по размеру и низким, с отдельно стоящей колокольней. Эта церковь сгорела в 1898 году и была отстроена заново, через три года в 1901 году, но теперь она была большая, высокая, красивая и вместительная. В 1928-м новая власть храм закрыла. Здание церкви было перепрофилировано в клуб, а позже в Дом пионеров.