Музыкальный инструмент типа пятиструнной цитры в культуре хантов и манси использовался во время шаманских камланий практически повсеместно. Мансийское название такого инструмента — санквылтап. Под этим названием обско-угорская цитра стала широко известна в сфере музыкальных инструментов народов мира.
Музыкальный инструмент цитра
В зале, посвященном шаманизму обских угров, основные экспонаты — это музыкальные инструменты. В культуре этих народов музыкальный дар приравнивался к дару шамана. Более того, фактически не было шаманов, кто не умел бы петь призывные песни к духам. Все, кто мог играть на музыкальных инструментах, уже считались немного шаманами. Но были и особые шаманы-песенники, исполнявшие песни о духах или песни для духов. По-хантыйски их называли арэхта-ку, или образно — «имеющий струны прекрасный ворожей».
Во время исполнения своих песен-молитв шаман садился на нарту, лицом к священному углу дома, и разместив струнный музыкальный инструмент на коленях, начинал петь.
В песнях-обращениях к духам, он сначала созывал своих духов-помощников, описывая каждого «гостя» — духа, приходящего на его зов. Затем он обращался к ним либо с просьбой, ради которой он их созывал, либо с приглашением побыть у людей в гостях, если это исполнялось, например, в рамках проведения медвежьих игрищ.
У поющего шамана иногда был свой помощник — ученик. Он играл роль вторящего, т. е. повторял за учителем основные музыкальные фразы, словесные обороты, поддакивал в нужных местах или подбадривающие междометия, реагируя на все повороты песни основного шамана.
Музыкальный инструмент цитра
