Моление Серафима Саровского
Размер
40х32х6 см cm
Техника
белая дивеевская глина, лепка, обжиг при 1000 ℃, акриловая краска
Коллекция
Выставка
1
Открыть в приложении #2
#3
Керамическое панно является авторским взглядом на классическийсюжет иконы «Серафим Саровский в молении на камне». На иконе изображен молитвенный подвиг преподобного Серафима.
Описание подвига было изложено уже в первом печатном издании жизнеописания преподобного в 1841 году. Само изображение возникло вскоре после кончины старца. Аналогичный образ висел над его гробницей в Саровском монастыре.
Описание подвига было изложено уже в первом печатном издании жизнеописания преподобного в 1841 году. Само изображение возникло вскоре после кончины старца. Аналогичный образ висел над его гробницей в Саровском монастыре.
Икона Серафим Саровский в молении на камне, конец XIX века, Государственный Исторический музей, Москва
#4
Историческая справка
#5
Серафим Саровский (в миру Прохор Сидоров Мошнин;1754–1833 гг. ) — иеромонах Саровского монастыря, покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе императора Николая II. Великий подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории.
#6
Молитвенный подвиг
#7
Серафим Саровский возносил молитву1000 ночей на камне в лесу и 1000 дней на камне в своей келье.
По преданию, о своем деянии преподобный сообщил в назидание только немногим в конце своей жизни, а когда кто-то из слушателей засомневался в возможности столь длительной молитвы, да еще и на камне, старец вспомнило Святом Симеоне Столпнике, который провел на столпе в молитве 37 лет.
По преданию, о своем деянии преподобный сообщил в назидание только немногим в конце своей жизни, а когда кто-то из слушателей засомневался в возможности столь длительной молитвы, да еще и на камне, старец вспомнило Святом Симеоне Столпнике, который провел на столпе в молитве 37 лет.
Симеон Столпник, икона, конец XV века, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
#8
Моление о чаше, Джованни Беллини, 1459 год, Лондонская национальная галерея
Сюжет «моление на камне» также отсылает к молению о чаше, котороеИисус совершал в ночь своего ареста, стоя на камне.
#9
Икона Божией Матери «Умиление»
#10
Икона Божией Матери «Умиление» является особо почитаемой иконой. Она былакелейным образом преподобного Серафима. Перед ней в молитве он скончался 2 января 1833 года.
На иконе особое изображение Богородицы, относящееся по типу к иконам «Умиление» (по-гречески «Елеуса» или милостивая) — с нежно склоненной головой и прикрытыми глазами, но без Младенца. На этой иконе Дева Мария изображена в момент возвещения Ей Архангелом Гавриилом предстоящего чудесного Рождения от Нее Христа Спасителя — вся Она тишина, мир, покой, любовь и радость. По нимбу вокруг головы надпись:«Радуйся Невесто Неневестная».
На иконе особое изображение Богородицы, относящееся по типу к иконам «Умиление» (по-гречески «Елеуса» или милостивая) — с нежно склоненной головой и прикрытыми глазами, но без Младенца. На этой иконе Дева Мария изображена в момент возвещения Ей Архангелом Гавриилом предстоящего чудесного Рождения от Нее Христа Спасителя — вся Она тишина, мир, покой, любовь и радость. По нимбу вокруг головы надпись:«Радуйся Невесто Неневестная».
#11
Происхождение иконы и автор неизвестны, стилистика иконы скорей в западной традиции, чем в русской, но святой старец дорожил образом и молился пред ним, называя«Всех радостей Радость», перед ним исповедовал посетителей, помазывал маслицем от лампадки и так многих исцелил.
После его кончины икона до революции пребывала в Серафимо-Дивеевской обители, потом сохранялась в Муроме, сейчас хранится в Патриаршей резиденции, выносится на Субботу Акафиста в Богоявленский Елоховский собор в Москве. В Дивеевском монастыре находится сейчас один из списков, сделанных к дате канонизации преподобного в 1903 году.
После его кончины икона до революции пребывала в Серафимо-Дивеевской обители, потом сохранялась в Муроме, сейчас хранится в Патриаршей резиденции, выносится на Субботу Акафиста в Богоявленский Елоховский собор в Москве. В Дивеевском монастыре находится сейчас один из списков, сделанных к дате канонизации преподобного в 1903 году.
Серафимо-Дивеевская икона «Умиление»
#12
Лестовка
#13
Лестовка, Россия, 2000-е года, Музей-заповедник «Град Китеж». Бархат, бисер, искусственная кожа, нитки, бумага, шитье, вышивка бисером
Подвиги преподобного Серафима стали вершиной развития Саровского монашества. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря и другие источники позволяют судить о том, что молитвенное правило преподобного основывалось на древнерусском монашеском правиле и содержало многие особенности, характерные для дореформенных богослужебных книг (реформа патриарха Никона 1653 года). Так известно, что преподобный Серафим молился по лестовке, с которой его и доныне изображают на иконах.
#14
Ле́стовка — уменьшительное от древнерусского слова лествица, то есть «лестница». Чаще всего встречается у старообрядцев. Она символизирует в древнерусской традиции лестницу духовного восхождения от земли на Небо. Каждый элемент лестовки несёт в себе смысл:
#15
- Лестовка замкнута в кольцо, в знак непрестанной молитвы
- Две пары лапостков, оканчивающих лестовку, — символ двух скрижалей завета Божия, которые в новом завете раскрыты в четырёх Евангелиях
- Треугольник лапостка — символ Святой Троицы
- Число лапостков означает число евангелистов
- Обшивка лапостков — евангельское учение
- Простые места (без ступеней) в начале и конце лестовки, означают Землю и Небо соответственно
- 12 ступеней от «Земли» — 12 учеников Христа
- Следующие 38 ступеней означают 38 недель, которые Богородица носила Христа во чреве, с двумя же большими ступенями с обеих сторон, они образуют 40 — по числу дней 40-дневного поста Господа
- 33 ступени — число лет, прожитых на земле Господом
- После третьей большой ступени до «Неба», 17 — по числу ветхозаветных пророчеств о Христе, малых ступеней
#16
МКУК «Историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Град Китеж»
читать дальшескрыть
Моление Серафима Саровского
Размер
40х32х6 см cm
Техника
белая дивеевская глина, лепка, обжиг при 1000 ℃, акриловая краска
Коллекция
Выставка
1

Открыть в приложении
Поделиться