Модель зороастрийского храма, изготовленная из нуммулитового известняка, найдена в переотложенном слое (отвале) куртины № 10 (куртина — стены между башнями крепости) близ башни Лукино ди Фиески ди Лаванья.
Греческий автор Иоанн Киннам указывает, что халисы (часть населения Хазарии) были одного вероисповедания с персами и «управлялись законами Моисеевыми и то не верно понятыми». В Хазарии, вероятно, возник симбиоз маздаизма и моральной философии Ветхого Завета.
Проникновение зороастризма в хазарские владения в Крыму объясняется тесными связями с культурными центрами Средней Азии (Хорезм, Согдиана).
В Иране и Азербайджане религия Ахура Мазды поддерживалась долгое время после арабского завоевания. В 813-822 гг. там происходит восстание на национально-религиозной почве. Арабские авторы указывают на непосредственную связь восстания Бабека с религией «магов». Восстание было разгромлено, а часть его участников бежала в Хазарию. При свободе вероисповедания, которая там существовала, они продолжали поклоняться Ахура Мазде (имя Ахура Мазда можно условно перевести как «Господь Мудрый», его эпитеты продолжают: rayōmand и xwarrahmand — «блистательный» и «полный хварно»).
Находки зороастрийских предметов культа позволяют говорить о малоизученных сторонах религиозной жизни раннесредневековой жизни города. Исследователи считают, что найденные при раскопках куртины № 10 зольники также могут быть свидетельством отправления зороастрийского культа.
Греческий автор Иоанн Киннам указывает, что халисы (часть населения Хазарии) были одного вероисповедания с персами и «управлялись законами Моисеевыми и то не верно понятыми». В Хазарии, вероятно, возник симбиоз маздаизма и моральной философии Ветхого Завета.
Проникновение зороастризма в хазарские владения в Крыму объясняется тесными связями с культурными центрами Средней Азии (Хорезм, Согдиана).
В Иране и Азербайджане религия Ахура Мазды поддерживалась долгое время после арабского завоевания. В 813-822 гг. там происходит восстание на национально-религиозной почве. Арабские авторы указывают на непосредственную связь восстания Бабека с религией «магов». Восстание было разгромлено, а часть его участников бежала в Хазарию. При свободе вероисповедания, которая там существовала, они продолжали поклоняться Ахура Мазде (имя Ахура Мазда можно условно перевести как «Господь Мудрый», его эпитеты продолжают: rayōmand и xwarrahmand — «блистательный» и «полный хварно»).
Находки зороастрийских предметов культа позволяют говорить о малоизученных сторонах религиозной жизни раннесредневековой жизни города. Исследователи считают, что найденные при раскопках куртины № 10 зольники также могут быть свидетельством отправления зороастрийского культа.