Лыжи-подволоки — это широкие деревянные лыжи, оклеенные снизу шкурами с ног оленя или лося (является более долговечной). В исключительных случаях камус заменяют лошадиной или даже коровьей шкурой. В былые времена мастера использовали также мех выдры. Для изготовления лыж-подволок используют дерево сосны, кедра или ели. Когда заготовка из дерева сделана, то на неё одевают камусный чехол, который приклеивают к деревянной поверхности лыж при помощи рыбьего клея. Для прочности лыж камус слегка заходит за края верхней поверхности лыж. Носок таких лыж незначительно загнут кверху. Для площадки под стопу используют дерево берёзы. Часто к лыжам-подволокам пришивали мешки для ног, чтобы не намокала обувь. Ушки для крепления сыромятных ремней, фиксирующих ногу, делают из черёмухового прута, к которым прикрепляют кожаную петлю. На одну пару лыж уходит до 16–18 оленьих лап.
На камусных лыжах ходят по рыхлому и глубокому зимнему снегу, т. к. их ворс препятствует проскальзыванию лыжи назад (в оттепель мокрый снег не налипает). На них можно подниматься даже на очень крутые склоны. Такие лыжи очень долговечны, однако нуждаются в правильной эксплуатации. В них не следует ходить по насту и льду, а хранить лучше всего на улице под навесом. При ходьбе на них использовался посох — на конце с кольцом или лопаткой для разгребания снега, либо с крючком для вспугивания зверьков на дереве и очистки снега с лыж.
Иногда для перевозки груза применялись лыжи, связанные вместе, либо волокуша из шкуры. На некоторых лыжах для ноги была вырезана приподнятая ступательная площадка.
При правильной эксплуатации и бережном хранении подволоки очень долговечны — одни лыжи могут прослужить 20 лет и даже больше. Чтобы камус не «облысел» раньше времени, ханты советуют избегать ходьбы по льду и насту.
Лыжи, представленные в экспозиции музея, изготовлены из широких деревянных досок. Оклеены шкурой лошади рыжего окраса. Крепления из чёрной резины.