Авиационный шлем (в официальной авиационной документации СССР/РФ принят термин «ЗШ» — защитный шлем) — индивидуальное средство защиты лётного состава. Является разновидностью шлемофона и представляет собой пластиковую (или металлическую) конструкцию (оболочку), оборудованную средствами связи, светофильтром, креплением для кислородной маски, а также другими техническими приспособлениями, в зависимости от модели и модификации. Шлем предназначен для зашиты головы от ударов и для правильного взаимодействия с воздушным потоком при катапультировании. Защитные шлемы производства СССР выпускались только в белой или защитной зелёной окраске.
Необходимо отметить, что до настоящего времени на маломанёвренных или дозвуковых летательных аппаратах военного назначения достаточно широко применяются кожаные шлемофоны либо гарнитура. В гражданской авиации используются преимущественно гарнитура, реже — шлемофоны, а пластиковые ЗШ вообще никогда не применяются.
Для инженерно-технического состава авиации промышленностью выпускаются мягкие защитные шлемы летние и зимние, оборудованные средствами связи или без таковых.
В годы Великой Отечественной войны использовались кожаные летные шлемы зимние и летние, в основном довоенного выпуска, которые в большинстве своем не имели места для размещения наушников и микрофона. Количество выпускаемых моделей достаточно большое, однако в основном они различались конфигурацией и длиной ушей шлема, фурнитурой застежек и цветом кожи. С первых годов ВОВ и до конца 40-х, в СССР, в основном, производились копии немецких кожаных шлемов. Разница была минимальна — советские шлемы имели дополнительную пару кожаных тесёмок по бокам шлема (они помогали удерживать лётные очки в нужном положении). Ещё одной отличительной чертой советских шлемов было использование собачьей шерсти как утеплительного материала внутри шлема, в то время как немецкие шлемы использовали овчинную шерсть.
С 1940 года на шлемах стали изготавливаться специальные кармашки и крепления для размещения наушников и ларингофона. А позже, в связи с массовой радиофикацией самолетов, радиогарнитура стала обязательным встроенным элементом уже шлемофона. В 1943 году советская промышленность наладила выпуск копии немецких шлемофонов LKpW-100 и LKpS-101, которые выпускались и в послевоенное время в кожаном исполнении.
В современные шлемы встраиваются различные навигационные приборы, датчики и экраны для вывода данных.
Основной тип, применяемый в ВВС РФ — авиационный шлем серии ЗШ-3, ЗШ-5, ЗШ-7.
Необходимо отметить, что до настоящего времени на маломанёвренных или дозвуковых летательных аппаратах военного назначения достаточно широко применяются кожаные шлемофоны либо гарнитура. В гражданской авиации используются преимущественно гарнитура, реже — шлемофоны, а пластиковые ЗШ вообще никогда не применяются.
Для инженерно-технического состава авиации промышленностью выпускаются мягкие защитные шлемы летние и зимние, оборудованные средствами связи или без таковых.