Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Лента для перетягивания постели (тартҡы)

Dimensions
112x8 cm
0
Open in app
#2

В экспозиции музея представлена башкирская декоративная лента — тартҡы. Она поддерживает подушки, сложенные горкой на сундуке. Лента выполнена из черной ткани, обшитой красным кантиком, и вышита шерстяными нитями красного, желтого, красного цветов.

#4

В старину башкиры (башҡорттар, самоназвание–башҡорт–это тюркский народ, коренное население Башкортостана. От этнонима происходит название самой республики) были кочевым народом и часто переезжали с места на место. Они зафиксированы в письменных источниках еще в IX–X веках под именем башгирд, башкерд, башджерт и другое. Впервые как «территориально-национальная автономия Башкурдистан» в составе России республика была провозглашена Башкирским цетральным (областным) шуро (советом) 15 ноября 1917 году и утверждена на 3-м Всебашкирском курултае (съезде) в декабре того же года. 

#5

23 марта 1919 года Советское правительство официально признало Башкирскую Республику как советскую автономию в составе Российской Федерации. 11 октября 1990 года принята декларация о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики (с 25 февраля 1992 года — Республика Башкортостан). 12 декабря 1993 года состоялись выборы первого президента республики, которым стал Муртаза Губайдуллович Рахимов (в 1998 году переизбран на второй срок). Основная территория расселения башкир охватывает Южный Урал, районы Приуралья и Зауралья и прилегающие с юга степи. На этой территории, согласно материалам археологических, этнографических и письменных источников, в последнее тысячелетие развивалась этническая история башкирского народа. По данным переписи населения 1989 года, общая численность башкир составила 1449,2 тысяч человек, из них из России — 1345,3 тысячи, в том числе в Башкортостане — 863,8 тысяч (59,6%).

#6

Многочисленные походы требовали особых приспособлений для удобной перевозки вещей, в частности, постельных принадлежностей. Поэтому, чтобы перетягивать домашнюю утварь, женщины использовали специальные ленты — «тартҡы». Их украшали изысканными вышивками и даже обшивали разноцветным бисером, пуговицами, ракушками каури, монетками, а также пришивали к ним галуны, кусочки тесьмы и монеты.

Следуя старинным бытовым обрядам, башкирские хозяйки активно использовали ленты в оседлой жизни для украшения своего жилища, а именно для перетягивания постели, разложенную на нарах.
Длина такой ленты может превышать 1,5 метра, а ширина обычно составляет от 12 до 17 сантиметров. Ленты для перетягивания постели декорируют так же обильно, как и в старину. Чтобы получить образец узора, его вырезают на бумаге, после чего трафарет пришивают к ткани широкими сметочными стежками. По контуру образец зашивают тамбурным швом, после чего бумагу удаляют, а внутри пространство заполняют косой сеткой. Часто косой сеткой украшают все изделие, не добавляя контур узоров. Вышивают декоративные элементы самой простой иглой. В XX веке вышивальщицы стали пользоваться пяльцами (кирге) и крючком.
#7

Башкирская вышивка имеет богатые традиции. Достаточно сказать, что башкирским вышивальщицам было известно около двух десятков приемов узорного шитья. О распространении в башкирских аулах различных способов ручной орнаментации тканей в XIX веке, писал Д.П. Никольский: «Как на одно из излюбленных занятий башкир можно было указать на вышивание… Вышивать должна уметь каждая башкирская девушка». Большая часть вышивок выполняется по полотну, по миткалю (полотна, рубахи), по сукну. Вышивали шаршау, подзоры (ҡашаға, өрлөк шаршауы), полотенца, скатерти, молитвенные коврики (намаҙлыҡ), салфетки для кумысных кадок (көрәгә ябыу). Нашивали вышитую ткань на чепраки (серге), кошмы (ҡыҙыл түшәк). Вышитыми узорами украшали свадебную и праздничную одежду. Ритуальными были свадебные кисеты (янсыҡ).
Следует отметить присутствие мощного раннекочевнического орнаментального пласта в декоративном искусстве башкирского народа говорит о тесных генетических и культурных связях родоплеменных объединений башкир на начальных этапах истории с племенами и народами Южной Сибири и Центральной Азии.

#8

Из всех женских ремесел вышивка оказалась наиболее приспособленной к современным условиям. Появились новые материалы, расширились технические возможности рукоделия, но до сих пор сохранилась художественная основа, старого вышивального искусства — традиционный колорит и выработанный веками орнаментальный строй. Традиционные ремесла являясь составной частью хозяйственной деятельности, были направлены прежде всего на создание утилитарных вещей. Однако мир материальных предметов не существовал в отрыве от духовного мира людей. Внешний вид изделия должен был соответствовать эстетическим идеалам, гармонировать с привычными представлениями о красоте. Почти все башкирские ремесла (в первую очередь — женские) были сопряжены с декоративным творчеством.

#9

Очевидно, в XIX–XX веках нанесение на ремесленные изделия орнамента редко преследовало религиозно-магические цели. Использование декоративных средств стало явлением художественного уровня: орнаментирование повышало ценность созданной вещи, усиливало эмоциональное воздействие, подчеркивало высокий профессионализм мастера. В то же время круг украшаемых предметов был ограничен. Это вещи, предназначенные для убранства «парадного гостевого жилища (ковры, узорный войлок, занавеси и пологи), посуда для торжественных трапез (кумысные кадки, ковши и чаши, вазочки для меда), выездная упряжь, узорные чепраки, праздничная и обрядовая одежда, атрибуты праздников и ритуалов (полотенца, платки, наборы подарков, призов). В этой целенаправленности применения декора заключалась исключительная роль и историческая предопределенность узоротворчества. Вполне допустимо, что изначально орнамент мог заключать в себе смысловую нагрузку, однако с течением времени эти представления постепенно стерлись, утратились. Интерпретация орнамента у мастеров XX века чаще была выявить первооснову и проследить ее развитие в пределах одного этноса или группы родственных народов. характера и свойства, она не проявляла устойчивости даже в пределах небольшого района.

#10

Как показывают археологические и этнографические исследования, в декоративном искусстве наиболее устойчивым элементом является орнамент. Многие из узоров насчитывают тысячелетия. Постепенно усложнялись орнаментальные композиции, переосмысливались мотивы. Однако в комплексе однотипных узоров всегда можно выявить первооснову и проследить ее развитие в пределах одного этноса или группы родственных народов. В разработке вопросов этногенеза, в восстановлении этапов этнической истории и культурно-исторических связей орнамент используется как наиболее надежный этнографический источник.

#1

Историко-генетический анализ башкирского орнамента был предпринят в 1960-х годов. С.А. Авижанской, Н.В. Бикбулатовым и Р.Г. Кузеевым было выделено шесть орнаментальных комплексов, каждый из которых представляет собой «совокупность родственных по происхождению однотипных орнаментальных мотивов», показана их связь с определенным кругом бытовых предметов, описана техника исполнения. Авторы рассматривали эти комплексы как культурные «наслоения различных периодов в этнической истории башкир… выражение их былых историко-культурных связей. Результаты исследования С.А. Авижанской, Н.В. Бикбулатова и Р.Г. Кузеева, пользующиеся всеобщим признанием в научном мире, подтверждаются материалами этнографических экспедиций конца прошлого столетия.

#3

Узоры первого, наиболее древнего орнаментального комплекса составлены из прямых линий и геометрических фигур: треугольников, ромбов, квадратов, прямоугольников, кругов. К ним же относятся собранные из отрезков окружности вихревые и многолопастные розетки, иногда вписанные в круг. Нередко поверхность геометрических фигур бывает детально разработана: их очертания неоднократно дублируются; в ромбах и квадратах попарно соединяются треугольники; прямоугольники делятся диагоналями. Многообразны ленточные орнаменты: зигзаг («узор пилы»), цепи треугольников и поставленных на угол квадратиков, косые кресты, бордюрная диагональная сетка, наклонные линии в окантовке, ряды «елочек», шевронов.

#13

Большинство узоров этого комплекса использовалось в резьбе по дереву: зубчатые и линейные (особенно «елочки» и шевроны) при украшении кумысных и медовых кадок; угловатые фигуры и розетки — прялок и ткацкого инвентаря. В первом случае применялась плоскорельефная резьба с углублением фона, рисунок был двуплановым: углубленная и выпуклые поверхности представляли два варианта однотипной композиции. Во втором случае резьба была углубленной, двух- и трехгранновыемчатой. Чаще всего трехгранные лунки, выполненные вразброс, становились основным украшением прялки. Некоторые простейшие фигуры (ромбы, круги) бордюрные «елочки» присутствовали в декоре росписных подставок под постель. Узоры первого комплекса распространены чрезвычайно широко и за и пределами расселения башкир. Они нашли отражение в декоративном искусстве народов Восточной Европы, Сибири и Средней Азии, но особенно заметное место занимают в декоре тюркских народов Южной Сибири.В целом же ареал его обширен, и первоначальное происхождение пока не выяснено.

#12

У башкир наиболее характерным видом вышивки был тамбур (элмә, ҡайыҙ, йүрмәп сигеү), известный всем тюркским народам. В зависимости от особенностей исполнения тамбурного шитья различались обычный петельный тамбур, двойной тамбур или «косая сетка» (ҡуш элмә), когда одновременно с контурами заполнялось сеточкой внутреннее поле, а также ковровый шов (купертеп сигеу, купертеп һырыу). Обычный и двойной тамбур часто сочетались. Так вышивались кисеты, мужская и женская суконная одежда, ленты для перетяжки постели (түшәк тартҡы), чепраки и другие вещи, применяемые в скотоводческом быту. В XIX — начале XX веках двойной тамбур сохранялся преимущественно в юго-восточном Башкортостане. Вышитые предметы дополняли атрибутику свадебной обрядности.
Для вышивки перевязи «тартҡы» обычно используют хлопчатобумажные, шерстяные или шелковые нити. Внешней основой декора служат хлопковые ткани типо бязи, сатина, либо бархат или сукно. Фон орнамента может быть зеленым или красным, однако считается, что максимальную яркость и эффектность узору придает черный фон. Сам орнамент вышивают из нитей теплого цвета, контрастных фоновой ткани.

#11

Техника и художественные особенности вышивки позволяют определить, какому именно народу и племени принадлежит та или иная лента: для разных территорий характерны во многом неповторимые традиционные узоры и украшения.
Ключевые части классического орнамента представляют собой парные бараньи рога, линии в форме буквы S или сочетания линий, соединяющихся в букву Х. Нередко на лентах изображают растительные мотивы, разные символы и другие стилизованные изображения.Двойной тамбур был также неразрывно связан с кускарным орнаментом, иногда и вышивку называли кускарной (ҡусҡар — рог барана) обозначался целый ряд элементов узора с одинарными и парными завитками, интегралами. Комбинации кускаров создавали вихревые розетки, спирали с завитками, сердцеподобные фигуры. Иногда орнамент приближался к растительному. Это наблюдалось, в частности, в вышывке декоративных лент для перетяжки сложенной горкой постели. Кускарная вышивка — явление древнее. Она знакома алтайцам, казахам, киргизам, хакасам и другим народам. Однако специальные исследования дают основание утверждать, что башкирская вышивка — явление по-настоящему самобытное, ей нет прямых аналогий.

read morehide

Лента для перетягивания постели (тартҡы)

Dimensions
112x8 cm
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%