Керосиновой лампой называется светильник, который работает от сгорания керосина. Такие лампы были популярны в XIX — начале XX века, позже им на смену пришли электрические источники освещения.
В Белокалитвинском историко-краеведческом музее выставлена настольная керосиновая лампа. Корпус лампы изготовлен из прозрачного стекла цвета морской волны и представляет из себя сложную фигуру.На шестилучевом фигурном основанием ножки расположен усеченный конус с геометрическим орнаментом по периметру. На нем более тонкая рифленая ножка в форме слабовыраженного усеченного конуса и двумя поперечными объемными (в виде тора) кольцами. На ней широкий, невысокий резервуар в форме эллипсоида с расположенными по периметру 12-тью полусферами.
В Белокалитвинском историко-краеведческом музее выставлена настольная керосиновая лампа. Корпус лампы изготовлен из прозрачного стекла цвета морской волны и представляет из себя сложную фигуру.На шестилучевом фигурном основанием ножки расположен усеченный конус с геометрическим орнаментом по периметру. На нем более тонкая рифленая ножка в форме слабовыраженного усеченного конуса и двумя поперечными объемными (в виде тора) кольцами. На ней широкий, невысокий резервуар в форме эллипсоида с расположенными по периметру 12-тью полусферами.
В верхней части резервуара установлен стандартный металлический фитилеподающий механизм в форме перевернутого усеченного конуса с многочисленными мелкими вентиляционными отверстиями, выступающей осью подачи фитиля с фигурным барашком, и фигурными лепестками по периметру верхнего края, которые удерживают вставленное сверху стекло стандартной для керосиновых ламп формы. По периметру фигурного барашка подачи фитиля надпись: «АРТИ».
Первую керосиновую лампу создал польский фармацевт Игнатий Лукасевич в 1853 году. Она представляла собой цилиндр, сделанный из толстой жести. В нижней части устройства помещался сосуд с керосином, а в верхней располагалось стекло, которое прикрывало горящий фитиль. На тот момент свойства керосина не были до конца изучены, и поначалу его использование для освещения помещений вызывало множество опасений. Однако вскоре выяснилось, что свет от керосиновой лампы был намного ярче, чем от масляной. Также первые «керосинки» заменяли несколько десятков восковых свечей. Поэтому они быстро вошли в повседневный быт европейцев.
Сила света зависела от размера фитиля. Его ширину измеряли в линиях — так называлась старинная русская и английская мера длины. Одна линия равнялась примерно трем миллиметрам. Размер фитиля обычно проставляли на верхней части лампового стекла, поэтому в народе керосиновые лампы называли «восьмилинейками», «двадцатилинейками» и так далее.
Во второй половине XIX века открылось множество мастерских по производству «керосинок». Их делали из самого разного материала и богато украшали, чтобы лампы могли легко вписаться в любой интерьер. Зажиточные люди приобретали лампы из фарфора, стекла и золота, а бедные горожане и крестьяне могли позволить себе железные или чугунные «керосинки».
В богатых домах лампы удачно «маскировали» с помощью больших фарфоровых ваз. Они скрывали металлический резервуар с горючим, а снаружи оставалась только сама горелка. Дополнительная металлическая конструкция поддерживала стеклянный абажур, который смягчал слишком яркий свет. Такие фарфоровые вазы для ламп выпускал Императорский фарфоровый завод и некоторые частные фарфоровые фабрики.
К концу XIX века на производстве керосиновых ламп в России стал специализироваться Ключинский хрустальный завод Андрея Болотина в Тверской губернии. Предприятие было основано как химическая фабрика, но с 1873 года там было налажено производство художественных изделий из цветного стекла. В 1882 году владелец завода получил золотую медаль на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве «за хорошее качество окрашенной стекломассы, криолиновую массу (непрозрачное стекло) для предметов освещения, большой выбор предметов и умеренность цен».
Первую керосиновую лампу создал польский фармацевт Игнатий Лукасевич в 1853 году. Она представляла собой цилиндр, сделанный из толстой жести. В нижней части устройства помещался сосуд с керосином, а в верхней располагалось стекло, которое прикрывало горящий фитиль. На тот момент свойства керосина не были до конца изучены, и поначалу его использование для освещения помещений вызывало множество опасений. Однако вскоре выяснилось, что свет от керосиновой лампы был намного ярче, чем от масляной. Также первые «керосинки» заменяли несколько десятков восковых свечей. Поэтому они быстро вошли в повседневный быт европейцев.
Сила света зависела от размера фитиля. Его ширину измеряли в линиях — так называлась старинная русская и английская мера длины. Одна линия равнялась примерно трем миллиметрам. Размер фитиля обычно проставляли на верхней части лампового стекла, поэтому в народе керосиновые лампы называли «восьмилинейками», «двадцатилинейками» и так далее.
Во второй половине XIX века открылось множество мастерских по производству «керосинок». Их делали из самого разного материала и богато украшали, чтобы лампы могли легко вписаться в любой интерьер. Зажиточные люди приобретали лампы из фарфора, стекла и золота, а бедные горожане и крестьяне могли позволить себе железные или чугунные «керосинки».
В богатых домах лампы удачно «маскировали» с помощью больших фарфоровых ваз. Они скрывали металлический резервуар с горючим, а снаружи оставалась только сама горелка. Дополнительная металлическая конструкция поддерживала стеклянный абажур, который смягчал слишком яркий свет. Такие фарфоровые вазы для ламп выпускал Императорский фарфоровый завод и некоторые частные фарфоровые фабрики.
К концу XIX века на производстве керосиновых ламп в России стал специализироваться Ключинский хрустальный завод Андрея Болотина в Тверской губернии. Предприятие было основано как химическая фабрика, но с 1873 года там было налажено производство художественных изделий из цветного стекла. В 1882 году владелец завода получил золотую медаль на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве «за хорошее качество окрашенной стекломассы, криолиновую массу (непрозрачное стекло) для предметов освещения, большой выбор предметов и умеренность цен».