В культуре северных хантов присутствует особый женский аксессуар — накосник, который принято называть «ложные косы». На хантыйском языке (казымский диалект) их называют Картан сэв — «металлические косы». Название показывает, что наличие металлических деталей на таком украшении не факультативно, а является обязательными его элементами.
Накосник с ложными косами
Хантыйские ложные косы выглядят как два достаточно толстых матерчатых жгута, обмотанных нитями, лентами, кожаными ремешками, и скреплённые короткой перемычкой овальной формы, сшитой из прочной ткани. Перемычка крепится на затылке (ближе к макушке), а волосы, разделенные на два пучка, привязываются к жгутам верёвочками или тонко нарезанными лентами из ткани.
Хантыйские женщины не плели косы «колоском», как это делают представители славянских народов, а оплетали тонкими полосками ткани волосы вместе с ложной косой-жгутом. Обязательными элементами украшений на ложных косах были бусины и бисерные низки. В целом, вся эта конструкция была достаточно тяжелой, но, именно благодаря тому, что весь вес несли ложные косы, волосы при этом не страдали, хотя для головы тяжесть этого украшения была ощутимой.
К волосам ханты и манси, как и многие народы мира, относились как к вместилищу жизненной силы. Каждый человек получал эту силу от Богини-Матери Калтащ, она же определяла и длину жизни. Густые, длинные волосы были демонстрацией этой жизненной силы, и напротив, отрезание кос приравнивалось к укорачиванию своей жизни.
Так как у обских угров в основе их религиозного мировоззрения лежит идея реинкарнации, т. е. идея возрождения души и проживания ею нескольких жизней в разных мирах — в нашем земном, реальном, а также и в иных мирах, то общий запас жизненной энергии для них был чрезвычайно важен. Учитывалась не только жизненная сила, полученная при рождении, но и накопленная в течении жизни.
Именно поэтому раньше волосы, игравшие роль носителя и накопителя жизненной силы, лишний раз не расчёсывали. Это правило соблюдали и мужчины, и женщины. Очёски или выпавшие волосинки собирали в одном месте в мешочек и затем, после смерти человека, их отправляли с ним в иной мир. Мешочек с очёсками клали под голову. Считалось, что чем больше соберёт человек своих волос за жизнь, тем больше сможет прихватить в иной мир своей жизненной энергии для существования уже в ином состоянии и в ином мире.
Широко накосники с ложными косами бытовали у казымских, обдорских, шурышкарских групп хантов, у других локальных групп они имели не столь широкое распространение. Носили такие накосники как девочки, так и замужние женщины. У восточных хантов накосники не отмечены совсем, но у них были распространены накосные украшения (также металлические бляхи, пуговицы, монеты, жетоны), которые прикреплялись к полоскам ткани-лентам, и этими лентами оплетались пучки волос.
Накосник с ложными косами
