Колыбель дневная предназначена как для укачивания младенца, так и для его переноски. Ребенок в таком приспособлении находится в сидячем положении, значит её используют, начиная с возраста, когда ребёнок начинает сидеть. По-хантыйски такую сидячую колыбель называют Нум амтэв — верхняя колыбель . Изготавливалась она из дерева или из бересты. Данный образец — из бересты.
Колыбель дневная
В хантыйском мифе о рождении первого человека рассказывается о том, как из Небесного дома спустилась на жидкую землю колыбель с человеком-младенцем. Мифологическая колыбель остается нитью, связывающей легендарного предка с ныне живущими людьми. Любая, самая незатейливая — берестяная или деревянная колыбель, это есть её подобие.
Как только ребенок перерастает свою первую такую колыбель (обычно это происходит в возрасте около 1 года и совпадает с началом периода хождения), то ему изготавливали новую, чуть большего размера. Носили малыша в колыбели-переноске обычно до 3-х лет. Для ночного сна в хантыйской культуре существует колыбель другого типа, где ребёнок лежит горизонтально с вытянутыми ногами.
В хантыйской и мансийской традиции запрещено класть малыша на голый пол или землю, иначе, считалось, в него немедленно проникнут духи нижнего мира. Более того, даже в колыбели не следовала оставлять малыша одного в пустом доме или на улице. Выносить колыбель из дома и вносить её полагалось только спинкой вперёд (т.е. головой ребёнка вперёд). Никогда не передавали колыбель через порог из рук в руки.
Боковая сторона и спинка такой колыбели обычно декорируется узорами, имеющими обережное значение. На спинке нередко бывает нарисован символически образ глухаря; крещеные ханты и манси иногда прорезали крест.
Для укрывания малыша в колыбели обычно используют покрывало (или одеяло), сшитое из заячьих или лебяжьих шкурок.
Чтобы ребенок не вывалился и не вылез сам из такого приспособления как дневная колыбель, на ней к бортам прикреплены кожаные или тканевые ремешки-завязки, которыми малыша привязывают к колыбели.
Колыбель дневная
