Обувная колодка (также сапожная колодка) — приспособление для поддержания формы обуви в процессе её изготовления, по форме напоминающее человеческую стопу. Колодка определяет внешний вид и удобство обуви и представляет собой центральный, наиболее важный, сложный и тесно связанный с наукой компонент производства обуви. Создание колодки полностью зависит от мастерства её изготовителя, который обтачивает заготовку до тех пор, пока не добьётся нужной формы, руководствуясь при этом несколькими измерениями. После создания эталонной колодки она масштабируется с тем, чтобы дать возможность изготовления обуви разных размеров. Сапожные колодки отличались по размерам — от маленьких детских до крупных мужских. Также они имели разную конструкцию. Встречались и цельные приспособления, и разборные. У последних отдельно изготавливались детали носка и пятки. Такая конструкция позволяла лучше удерживать материал при пошиве. Вплоть до XIX века вся обувь производилась вручную. И хотя первые обувные мастерские и мануфактуры появились ещё при феодализме, до промышленной революции обувь изготавливалась исключительно небольшими партиями по индивидуальному заказу. До середины XIX века для правой и левой ноги обычно использовались одни и те же колодки, поэтому обувь можно было носить на любой ноге.
Главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ) — подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами заключения в 1930–1959 гг. Это была система лагерей, созданная в Советском Союзе для принудительного труда. Лагеря были частью репрессивной системы и использовались для политических репрессий, борьбы с инакомыслием, а также для решения экономических задач страны через труд заключённых. Исследование советских архивов 1993 года показало, что с 1929 по 1953 года через систему ГУЛАГа прошло от 14 до 18 миллионов человек.
Фундаментальным фактором, обеспечивающим здоровье заключённых, производительность их труда, а часто и само выживание, была одежда и обувь. Обеспечение вещдовольствием в течение всего времени создания железной дороги «Чум — Салехард — Игарка» было неудовлетворительным. Но особенные трудности были в начале строительства. Почти беспрерывные переброски людей на новые, не обустроенные участки не позволяли заниматься ремонтом одежды и обуви. Заключённые не имели непромокаемой обуви для специальной работы во время паводков и для преодоления болот во время весенне-летних переходов. Не хватало рукавиц и валенок, были ограничены возможности их ремонта. В 1951 г. обстановка улучшилась. Ремонт одежды и обуви был организован на всех колоннах. Почти в каждом лагере был ларёк, где можно было купить что-то из вещей и продуктов, а также пошивочная мастерская.
Колодка для обуви. Колодка кустарного производства, вырубленная топором вручную из цельного куска дерева и обструганная ножом. Видны следы неаккуратных обтёсов, сучковатость, трещины. На левую ногу. Носок прямоугольной формы. Пятка заужена. Длина колодки 29 см, что соответствует 44 размеру обуви. Предположительно использовалась для изготовления и починки обуви на мужскую ногу. Колодка для обуви была найдена на территории лагпункта «Глухариное» стройки № 501 ГУЛАГа, берег реки Лимби-Яха, в результате экспедиционных сборов. Передана в фонды филиала МАУК «МИиА» — «Дом природы» С.В. Давыдовой.