Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Избушка

Размер
16,7х7,3 см cm
Техника
резьба по дереву
3
Открыть в приложении
#2
Фигурка из набора предметов тосъ-чер-вой в виде «избушки на курьих ножках» является одной из самых необычных и загадочных артефактов археологической коллекции Надымского городища. Все изделиятипа тосъ-чер-вой объединяет наличие большого отверстия в центре. Такое название надымским фигуркам было дано на основании этнографических данных по аналогии с деталями описанной исследователем И.Н. Шуховым хантыйской игры. В 1914 году он приобрёл у казымских остяков (хантов), проживавших на одной территории с сибирскими лесными ненцами в верховьях реки Казым, деревянные фигуры для оригинальной игры «тсьгеръ-вой» (тосъ-чер-вой).

«Тосъ-чер-вой» (точнее — тосъ-щарты-вой) в переводе с хантыйского языка означает «точного предсказания звери» или «звери для точного шаманского гадания и предсказания».Видимо, изначально предметы из набора тосъ-чер-войне были элементами игры, а использовались в шаманской практике с целью предсказания удачи (или неудачи) в предстоящем сезоне охоты на определённого зверя.Для реализации этой идеи вфигуркахбыло сделано широкое сквозное отверстие, в которое при определённых условиях нужно было попасть заострённой палочкойв ходе ритуала гадания. Поэтому найденные изображения тосъ-чер-вой в виде промысловых животных вполне логично укладываются в трактовку данной ритуальной практики.

Однако и в наборе из 14 фигурок, собранном Иннокентием Николаевичем Шуховым, и на Надымском городке имелись другие предметы серии тосъ-чер-вой, изображения которых отличались от вышеупомянутых иявно не соответствовалисвоему названию «звери».Например, среди большого числа (более тысячи) фигурок из надымской коллекции, встречаются образы не только диких зверей промысловых видов, водоплавающих птиц и боровой дичи, но и домашних животных — собаки, коней с сёдлами, изображения человека, предметов и деталей (оселки, лодка, гребень, наконечники стрел), геометрических фигур и даже небесных светил (солнца и луны). «Избушка»как раз из их числа.

Фигурки тосъ-чер-вой стали известны в научной среде по этнографическим материалам начала XX века. К тому времени предметы ритуально-религиозного назначения из гадального набора тосъ-чер-вой уже являлись элементами одноимённой игры. Появление на Надымском городке помимо фигурок промысловых животных других разнообразных изделий тосъ-чер-вой однозначно свидетельствует о том, что с этими предметами здесь происходил некий процесс «перерождения». Когда и каким образом случилась эта метаморфоза в использовании тосъ-чер-вой, мы можем лишь предположить.

Очевидно, после проведения ритуала гадания комплект пойманных («принятых» божеством или духом) фигурок собирался и хранился до следующего сезона или обряда в определённом сакральном месте (постройке жреца) или, возможно, в святилище. Остальные — «не принятые» — изображения, утратив своё значение, становились предметами детских игр и разносились по территории всего поселения.

В отличие от надымских, фигурки из набора 1914 года были помечены знаками, фиксировавшими на каждой из них определённое количество очков. Этобыло необходимо в связи с тем, что игра у казымских остяков, как отмечал И.Н. Шухов, происходила на деньги. Отсутствие подобных знаков в надымской коллекции говорит о том, что у жителей Надымского городка в этой игре, вероятно, был другой, не денежный интерес. На Надымском городке комплекс изображений тосъ-чер-вой мог применяться как в ритуальной практике, так и в воспитании детей, формируя у них определённые понятия о мироустройстве.

Фигурка «избушка на курьих ножках» была найдена в единственном экземпляре. Изображение напоминает лабаз (амбар) — хозяйственную постройку на высоких сваях. Такие амбары для различных целей существовали у многих народов. Ханты, манси и лесные ненцы по традиции устанавливали свои лабазы на срубленных деревьях, и тогда выступающие из-под земли корни этих природных свай действительно создавали некое подобие расходящихся из одной точки пальцев на лапках птицы. Сооружения на высоких пнях-столбцах предназначались, как правило, для хранения запасов продуктов (в основном мяса) в тайге. Зимой они являлись естественными холодильниками. Столбцы не позволяли диким животным добраться до припасов. Войти в лабаз можно было через небольшую дверь, поднявшись к ней по приставной лестнице. Кроме продуктов, в лабазах могли храниться вещи. Строили также особые священные лабазы − домики для идолов и предметов культа. Такие священные избушки находились на жертвенных местах вблизи жилищ.

Одно только упоминание об избушке на курьих ножках наводит на мысль о каком-либо сказочном сюжете. Как тут не вспомнить пушкинское Лукоморье (пролог к поэме «Руслан и Людмила»). Лукоморье как географическое понятие местности было известно картографам более чем за двести лет ранее до рождения А. С. Пушкина. Анализ европейских карт 15-18 веков показал, что Лукоморье находилось на территории современного Ямало-Ненецкого автономного округа, в трёх его районах: Шурышкарском, Приуральском и Надымском. Земли Лукоморья распространялись с запада — от реки Обь — до восточной границы, проходившей по реке Надым. Южная граница пролегала севернее современного Ханты-Мансийского автономного округа, с севера Лукоморьебыло ограничено рекой Обь и Обской губой. Таким образом, Надымское городище, где был найден артефакт серии тосъ-чер-вой в виде избушки на курьих ножках, расположено на территории Лукоморья. Сказка оказалась былью: избушки на курьих ножках (лабазы) на лукоморских землях издавна ставили местные народы.

Вопрос о том, как именно и с какой целью использовалась этаигрушечная модель избушки, остаётся открытым. Фигурки тосъ-чер-вой повсеместно бытовали на Крайнем Севере Западной Сибири до середины ХVІІІ века. К середине XІX века данные фигурки исчезают практически полностью. Сведения о тосъ-чер-вой сохранились лишь в удалённых уголках обитания сибирских лесных ненцев — пяков.
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Избушка

Размер
16,7х7,3 см cm
Техника
резьба по дереву
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%