Фигурка из набора предметов тосъ-чер-вой в виде «избушки на курьих ножках» является одной из самых необычных и загадочных артефактов археологической коллекции Надымского городища. Все изделиятипа тосъ-чер-вой объединяет наличие большого отверстия в центре. Такое название надымским фигуркам было дано на основании этнографических данных по аналогии с деталями описанной исследователем И.Н. Шуховым хантыйской игры. В 1914 году он приобрёл у казымских остяков (хантов), проживавших на одной территории с сибирскими лесными ненцами в верховьях реки Казым, деревянные фигуры для оригинальной игры «тсьгеръ-вой» (тосъ-чер-вой).
«Тосъ-чер-вой» (точнее — тосъ-щарты-вой) в переводе с хантыйского языка означает «точного предсказания звери» или «звери для точного шаманского гадания и предсказания».Видимо, изначально предметы из набора тосъ-чер-войне были элементами игры, а использовались в шаманской практике с целью предсказания удачи (или неудачи) в предстоящем сезоне охоты на определённого зверя.Для реализации этой идеи вфигуркахбыло сделано широкое сквозное отверстие, в которое при определённых условиях нужно было попасть заострённой палочкойв ходе ритуала гадания. Поэтому найденные изображения тосъ-чер-вой в виде промысловых животных вполне логично укладываются в трактовку данной ритуальной практики.
Однако и в наборе из 14 фигурок, собранном Иннокентием Николаевичем Шуховым, и на Надымском городке имелись другие предметы серии тосъ-чер-вой, изображения которых отличались от вышеупомянутых иявно не соответствовалисвоему названию «звери».Например, среди большого числа (более тысячи) фигурок из надымской коллекции, встречаются образы не только диких зверей промысловых видов, водоплавающих птиц и боровой дичи, но и домашних животных — собаки, коней с сёдлами, изображения человека, предметов и деталей (оселки, лодка, гребень, наконечники стрел), геометрических фигур и даже небесных светил (солнца и луны). «Избушка»как раз из их числа.
Фигурки тосъ-чер-вой стали известны в научной среде по этнографическим материалам начала XX века. К тому времени предметы ритуально-религиозного назначения из гадального набора тосъ-чер-вой уже являлись элементами одноимённой игры. Появление на Надымском городке помимо фигурок промысловых животных других разнообразных изделий тосъ-чер-вой однозначно свидетельствует о том, что с этими предметами здесь происходил некий процесс «перерождения». Когда и каким образом случилась эта метаморфоза в использовании тосъ-чер-вой, мы можем лишь предположить.
Очевидно, после проведения ритуала гадания комплект пойманных («принятых» божеством или духом) фигурок собирался и хранился до следующего сезона или обряда в определённом сакральном месте (постройке жреца) или, возможно, в святилище. Остальные — «не принятые» — изображения, утратив своё значение, становились предметами детских игр и разносились по территории всего поселения.
В отличие от надымских, фигурки из набора 1914 года были помечены знаками, фиксировавшими на каждой из них определённое количество очков. Этобыло необходимо в связи с тем, что игра у казымских остяков, как отмечал И.Н. Шухов, происходила на деньги. Отсутствие подобных знаков в надымской коллекции говорит о том, что у жителей Надымского городка в этой игре, вероятно, был другой, не денежный интерес. На Надымском городке комплекс изображений тосъ-чер-вой мог применяться как в ритуальной практике, так и в воспитании детей, формируя у них определённые понятия о мироустройстве.
Фигурка «избушка на курьих ножках» была найдена в единственном экземпляре. Изображение напоминает лабаз (амбар) — хозяйственную постройку на высоких сваях. Такие амбары для различных целей существовали у многих народов. Ханты, манси и лесные ненцы по традиции устанавливали свои лабазы на срубленных деревьях, и тогда выступающие из-под земли корни этих природных свай действительно создавали некое подобие расходящихся из одной точки пальцев на лапках птицы. Сооружения на высоких пнях-столбцах предназначались, как правило, для хранения запасов продуктов (в основном мяса) в тайге. Зимой они являлись естественными холодильниками. Столбцы не позволяли диким животным добраться до припасов. Войти в лабаз можно было через небольшую дверь, поднявшись к ней по приставной лестнице. Кроме продуктов, в лабазах могли храниться вещи. Строили также особые священные лабазы − домики для идолов и предметов культа. Такие священные избушки находились на жертвенных местах вблизи жилищ.
Одно только упоминание об избушке на курьих ножках наводит на мысль о каком-либо сказочном сюжете. Как тут не вспомнить пушкинское Лукоморье (пролог к поэме «Руслан и Людмила»). Лукоморье как географическое понятие местности было известно картографам более чем за двести лет ранее до рождения А. С. Пушкина. Анализ европейских карт 15-18 веков показал, что Лукоморье находилось на территории современного Ямало-Ненецкого автономного округа, в трёх его районах: Шурышкарском, Приуральском и Надымском. Земли Лукоморья распространялись с запада — от реки Обь — до восточной границы, проходившей по реке Надым. Южная граница пролегала севернее современного Ханты-Мансийского автономного округа, с севера Лукоморьебыло ограничено рекой Обь и Обской губой. Таким образом, Надымское городище, где был найден артефакт серии тосъ-чер-вой в виде избушки на курьих ножках, расположено на территории Лукоморья. Сказка оказалась былью: избушки на курьих ножках (лабазы) на лукоморских землях издавна ставили местные народы.
Вопрос о том, как именно и с какой целью использовалась этаигрушечная модель избушки, остаётся открытым. Фигурки тосъ-чер-вой повсеместно бытовали на Крайнем Севере Западной Сибири до середины ХVІІІ века. К середине XІX века данные фигурки исчезают практически полностью. Сведения о тосъ-чер-вой сохранились лишь в удалённых уголках обитания сибирских лесных ненцев — пяков.