Настольная скульптура «Хозяйка Медной горы» служит украшением интерьера и одновременно несет прикладную функцию, являясь корпусом механических часов. Сюжет представляет собой эпизод сказки П.П. Бажова: Данилу-мастера и хозяйку Медной горы, указывающей ему на залежи камней-самоцветов. Данная скульптура была вручена в качестве награды хору добрянского районного Дома культуры за участие в областном смотре художественной самодеятельности в 1950-х гг.
Статуэтка «Хозяйка Медной горы»
Чугун издавна применялся на Руси для изготовления пушек, ядер, колоколов. Чугунные пепельницы, пресс-папье, статуэтки, шкатулки были распространены ещё в ХIХ веке и соперничали с аналогичными изделиями из мрамора, бронзы, серебра. Скульптуры размещали в гостиных, кабинетах, библиотеках; их дарили и коллекционировали. Фигурное литье из чугуна было более дешевым и доступным, нежели бронзовое, что было одним из важнейших факторов.
На заводах, производящих подобные фигуры, сложились целые династии мастеров литейного дела. От формовщика полностью зависели чистота поверхности готового предмета, а также идентичность оригиналу. У каждого мастера были свои секреты: набор инструментов, добавки в формовочные смеси, припылы. Особого искусства требовало изготовление круглой скульптуры, которую отформовывали по частям.
На предлагаемый заводами ассортимент в первую очередь влияла мода. Образцы могли быть приобретены у автора, привезены из-за границы, получены с других заводов или выполнены местным скульптором-самоучкой.
Популярной оставалась народная тема. Изображались сцены крестьянского быта, труда и отдыха, а также животные и моменты из сказок. Массовое производство художественного чугунного литья было прекращено в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны. Новый период в его истории начался в 1920-е годы с изготовления произведений с революционной тематикой. При этом народные мотивы не утратили своей популярности. Со временем скульптуры стали механизировать, дополняя их циферблатами. Особенное распространение приобрело каслинское художественное литье. Именно на этом заводе начали тиражировать работы скульптора Александра Чиркина, автора образа подчасника «Хозяйка Медной горы».
Статуэтка «Хозяйка Медной горы»
