Голова половецкого воина, каменная. Определяются четко выраженные черты лица: выдающиеся скулы, плоское лицо. Голову венчает остроконечный шлем, из-под которого спускаются три косички.
Наиболее многочисленные археологические памятники, найденные на территории города, относятся к периоду господства в наших степях половцев (XI–XIII вв.).
Половцы (куманы западных и кипчаки восточных источников) — тюркский кочевой народ, родиной которых являются степи северо-восточного Казахстана. В XI веке родоплеменной строй у половцев сменяется раннефеодальными отношениями. Свободные воины — главы больших семей (аилов), стали различаться по своему имущественному положению. Появились богатые, называвшиеся беями. Над главами семей, стояли главы родов (куреней) — беки. Роды объединялись в племена (орды), возглавлявшиеся солтанами. Наконец, союзами племен правили ханы. Алчные половецкие ханы, объединив под своими бунчуками дерзкие и воинственные орды, завоевали все пространство степей от западных отрогов Тянь-Шаня до устья Дуная. Макеевские земли были составной частью этой Великой Евразийской Степи.
В память о великих предках (выдающихся воинах, деятельных предводителях, сильных шаманах) половцы устанавливали на их могилах каменные статуи, известные в археологической литературе под названием «каменные бабы». Кочевники верили, что душа предка (или ее часть), переходя в иной мир, продолжала обитать в глубинах каменных оболочек и приобретала особые возможности и силу для того, чтобы помогать сородичам, приносящим ей жертвы. В прежние времена «бабы» не были редкостью в наших степях. Только в Макеевке найдено 47 скульптур. Они стояли на высоких курганах близ поселков Высокое, Бажаново, Верхняя Крынка, Макеевка, Войково, Грузско-Ломовка, Грузско-Зорянское, Землянки, Щегловка, Хаженково, Ясиновка и были, по сути, местом общения живых людей с духами героических предков. Если принять во внимание, что в средние века статуи тщательно шлифовались и раскрашивались — выглядели они весьма живописно и производили очень сильное впечатление на всех проезжавших мимо и на собственных родичей.