Фонарь железнодорожный сигнальный. Применялся проводниками вагонов железнодорожного транспорта. Освещался свечей. Корпус металлический, имеет форму параллелепипеда. На крышке вентиляционное устройство и ручка. Узкие стороны корпуса закрыты прозрачными стеклами. На широкой стороне круглое стекло и переключатель установленного внутри корпуса металлического диска с круглыми разноцветными стеклами. Применялся до середины 1960-х годов.
Железнодорожные фонари были изобретены и использовались для подачи сигналов и освещения на железнодорожных путях. Используются они с конца 1830-х годов. Предназначались фонари для сигнализации оптического телеграфа, находясь в стрелочных указателях и семафорах, применялись для освещения и обозначения места работ на путях. Источником света в них служили сначала свечи, затем расположенные внутри фонаря керосиновые горелки, позже — газ (ацетилен или пропан), а с 1949 года — электрические лампы (в аккумуляторных сигнальных фонарях).
В 1852 году был утвержден первый в России документ, определявший правила применения сигналов и сигнальных приборов: «Положение о сигналах Санкт-Петербурго-Московской железной дороги». Сигналы делились на четыре группы: сигналы машиниста, сигналы обер-кондуктора, сигналы кондуктора и сигналы дорожной стражи. Они подавались днем щитами и флагами, а ночью — сигнальными фонарями. Например, сигнал дорожной стражи о переведенной стрелке «с прямого пути на косой» — фонарём с синим светом, для остановки поезда «посреди колеи» — красным. Наибольшего своего распространения железнодорожные фонари достигли в 1860–1890-е годы. В течение долгого времени они применялись на железной дороге в качестве сигнальных устройств. В конце XIX века каждый поезд обязательно оборудовали фонарями, которые устанавливались на паровозе и концевом вагоне (сзади и по два боковых фонаря).
Система сигналов у некоторых моделей железнодорожных фонарей устроена очень интересно. Например, светофильтры (красный, желтый и зеленый) могли не меняться для подачи конкретного сигнала, а были установлены сразу все. Причем красный и желтый «горели» постоянно, а зеленый прикрывался дверкой, которая в случае необходимости подачи сигнала открывалась. Так же фонари зачастую были оборудованы креплением для установки на шест в качестве временного сигнального знака или заграждения пути.