Дощечка для окуривания. Найден 21 экземпляр на раскопках Надымского городища в слое XVII века. По форме напоминают современные разделочные доски с ручкой, но меньших размеров. Прямоугольная, плоская, в ручке имеется отверстие. В центре два пятна прогоревшей древесины округлых очертаний.
Дощечки использовались в ритуалах очищения предметов и орудий — достаточно частой процедуры. Следы на них — пятна прогоревшей древесины оставлялись от сгорания на них очистительной смеси на основе жира. Ее применение связано с чистым верхним миром, а запах якобы отгонял от этого места злых духов
Окуриваются предметы, на которые наступала женщина после менструации, после родов (через неделю после рождения ребенка). Женщина после родов и менструации должна пройти обряд очищения — нибтесь, чтобы вернуться к домашними семейным делам. Ненцы считают роженицу и ребенка нечистыми, пока над ними не проведен обряд очищения. После окуривания себя, ребенка женщина очищала чум и присутствующих.
Мужчины окуривают священные нарты, к которым ветер мог унести «нечистый» мусор.
Обряд очищения перед поездкой на священное место начинался с окуривания нарт. Нечистым у ненцев являются люди после похорон, пока не очистятся огнем и дымом.
Обряд очищения перед поездкой на священное место начинался с окуривания нарт. Нечистым у ненцев являются люди после похорон, пока не очистятся огнем и дымом.
Обряд очищения у шамана является цельным и религиозным.
Этому обряду подвергается все, касающееся его деятельности: пензер, его изготовление, место, где проводится камлание, одежда, идолы, сам шаман, присутствующие, чум и т. д. При камлании очищению подвергаются также все приносимые в жертву животные. Присутствующие перешагивают через торопт там, где будет происходить священный ритуал. Закончив очищение чума, шаман окуривает пензер, садится на «очищенное» место у огня и начинает свой ритуал.
Этому обряду подвергается все, касающееся его деятельности: пензер, его изготовление, место, где проводится камлание, одежда, идолы, сам шаман, присутствующие, чум и т. д. При камлании очищению подвергаются также все приносимые в жертву животные. Присутствующие перешагивают через торопт там, где будет происходить священный ритуал. Закончив очищение чума, шаман окуривает пензер, садится на «очищенное» место у огня и начинает свой ритуал.