Створка Царских врат
Размер
133x31,5 cm
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
#3
#2
Сохранившаяся створка Царских врат XV века — один из ранних и самобытных примеров искусства тверских иконописцев. Памятник поступил из Калининского краеведческого музея в 1964 году. Правая створка врат не сохранилась. Нет точных сведений, из какого храма происходят эти Царские врата.
Однако исследование документальных источников позволило предположить, что ранее они находились в церкви Рождества Богоматери Ямской слободы в Твери, куда их могли принести из упраздненного Дмитровского монастыря.
В православном храме Царские врата располагаются в центре нижнего ряда иконостаса и служат для торжественных входов в алтарь. Название «Царские» указывает на небесного Царя — Христа, который невидимо присутствует в Святых Дарах, переносимых через врата во время богослужения.
Живопись Царских врат характеризуется звучным сочетанием ярких, но точно подобранных оттенков алого, голубого, нежно-зеленого, розового. При изображении фигур иконописец старался сохранить крупные цельные пятна цвета, намечая форму в основном лишь тонкими линиями описей. Лики, напротив, написаны многослойно и сильно выбелены — озарены светом.
В православном храме Царские врата располагаются в центре нижнего ряда иконостаса и служат для торжественных входов в алтарь. Название «Царские» указывает на небесного Царя — Христа, который невидимо присутствует в Святых Дарах, переносимых через врата во время богослужения.
В верхней фигурной части врат располагалась сцена Благовещения. Архангел Гавриил явился к деве Марии, чтобы возвестить о рождении от нее Спасителя мира Иисуса. По русской традиции, ниже помещаются изображения четырех евангелистов, пишущих тексты Евангелий (Благой Вести). В их образах разными способами подчеркивалось вдохновение свыше, благодаря которому они смогли написать главные книги Нового Завета.
На представленной створке сохранились образы евангелистов Иоанна Богослова и Луки. Иоанн Богослов изображается вместе со своим молодым учеником и писцом Прохором, на фоне пещеры в окружении диких скал на острове Патмос, куда он был отправлен в ссылку за проповедь христианства. Здесь им была написана и вторая, даже более знаменитая книга — Откровение (Апокалипсис). Иоанн обращается вверх к небесам, откуда нисходит ярко-голубой луч с тремя концами — символ Святой Троицы.
Клеймо с изображением евангелиста Луки выделяется редкой деталью — фигурой Божественной Премудрости, диктующей евангелисту текст. Она изображена в виде юной девы с нимбом в форме восьмиконечной звезды из перекрещенных разноцветных ромбов. Такие изображения были переняты русскими иконописцами из Византии и восходят к античным образцам.
Живопись Царских врат характеризуется звучным сочетанием ярких, но точно подобранных оттенков алого, голубого, нежно-зеленого, розового. При изображении фигур иконописец старался сохранить крупные цельные пятна цвета, намечая форму в основном лишь тонкими линиями описей. Лики, напротив, написаны многослойно и сильно выбелены — озарены светом.
читать дальшескрыть
Створка Царских врат
Размер
133x31,5 cm
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка

Открыть в приложении
Поделиться